Родительское собрание - диспут по теме «Поощрение в семье. Советы родителям»
07 Января 20, 00:30 | |
Соболева Елена Константиновна,
учитель начальных классов, ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Кострома Статья является материалом из опыта работы учителя начальных классов по применению нетрадиционной формы родительского собрания - диспута. Цель: обмен опытом семейного воспитания, повышение заинтересованности родителей учащихся в вопросах поощрения детей в семье. Традиционной формой работы с родителями считается проведение родительских собраний. Обычно проходят они по заданному сценарию: доклад учителя на определённую тему и обсуждение организационных вопросов. При этом, родители учащихся не проявляют активности в обсуждаемых вопросах, часто бывают скованны и немногословны. Эти доводы привели меня к мысли, что нужно пересмотреть формы проведения родительских собраний с целью подбора такой организации мероприятия, чтобы каждый родитель смог проявить заинтересованность в обсуждении общей темы. Хотелось найти такую форму работы, при которой родители учащихся смогли бы свободно высказывать свои мысли, делиться собственным опытом воспитания детей в семье, проявляли активность, получали максимум нужной для себя информации от специалистов. Такая форма работы мною была найдена. С родителями моих третьеклассников я провела собрание-диспут на тему: «Поощрение в семье. Советы родителям». Детский коллектив в специальной (коррекционной) школе небольшой - одиннадцать человек, поэтому на собрании были практически все родители. Родители учащихся устроились за круглым столом и в непринуждённой обстановке мы обсудили такой важный вопрос воспитания, как поощрение в семье. На собрание-диспут был приглашён специалист-психолог, работающий с детьми. Цель диспута - привлечение родителей к осмыслению проблем воспитания детей в семье, усвоение полезной информации из сообщений педагога и психолога, обмен опытом семейного воспитания. Проведению мероприятия предшествовала подготовительная работа. С родителями и учениками класса было проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что взрослые очень скупы на одобрение, похвалу, поощрение своих детей. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети отвечали молчанием, редко кто смог вспомнить такие случаи. Оказывается, родителям легче обратить внимание на проблемы с ребёнком. А вот увидеть в его поведении, настроении, поступках, действиях наметившееся улучшение, очень непросто. Но, без поддержки взрослого ребёнок тоже не заметит изменений в себе. Поэтому, каждый родитель должен знать, что поощрять ребёнка просто необходимо. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка на хорошую учёбу, дела и поступки, повышают мотивацию на успех. Важную информацию донесла до родителей психолог. Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребёнок закрепил хорошее поведение, отношение или поступок, и в дальнейшем, выполнял, поступал также правильно и хорошо, как он это делал сейчас. В ходе организованной на собрании дискуссии выяснилось, что те дети учатся и ведут себя лучше, чьи родители поощряют за хорошее поведение, помощь, поступки, дела. Но, чаще бывает так: если ребёнок ведет себя хорошо и поступает правильно, то родители не обращают на него внимания, а если плохо, то могут и наказать. Поощрение - это проявление со стороны взрослого положительной оценки поведения ребёнка. Какие же формы поощрения можно использовать родителям в воспитании детей? Во-первых, поощрять детей можно одобрением, поддержкой, похвалой. Приветливый взгляд, одобрительная улыбка, слова «молодец», «хорошо», «правильно», обращённые к ребёнку, - вот оно, поощрение. Можно просто погладить по голове, и ребёнок сразу почувствует, как вы его любите, как довольны его поступками, выполненным поручением, поведением, трудом. Так бывает, что взрослые иногда не замечают то хорошее и позитивное, что есть в детях. Случается, что дети даже начинают плохо себя вести, пытаясь привлечь внимание родителей. К сожалению, родители сейчас, слишком занятые на работе, редко замечают изменения в своих детях. Взрослым следует быть внимательнее к детям. Важно увидеть стремление ребёнка кому-то в чём-то помочь, чему-то самому научиться, не пропустить маленькие детские успехи и достижения. Постарайтесь не заметить беспорядок в доме, но похвалите сына за то, что он проявил усилия в уборке: «Какой ты у меня молодец, настоящий помощник!». Родители должны поддерживать детей во всех хороших начинаниях и помогать готовиться к будущей жизни, замечать стремление стать лучше. Проявлять поддержку ребёнку – это значит находить время для того, чтобы слушать, разговаривать, отвечать на детские вопросы. А ещё: касаться, обнимать, улыбаться, веселиться, играть, смеяться вместе с ним. Важно не пропустить, а обязательно заметить в ребёнке его маленькую победу, успех, достижение. Похвала и одобрение необходимы любому ребёнку, но особенно неуверенному в себе, скованному, робкому, не всегда успешному в учёбе, спорте или труде. Среди моих учеников, есть такие дети. Похвала для них – это знак внимания и одобрения, подарок, помогающий почувствовать свою значимость, признание окружающих. Хвалите ребёнка за любой, даже маленький успех. Вот некоторые советы, как правильно хвалить ребёнка. Если ребёнок расстроен отметками или результатами выступления, не стоит сравнивать его с другими. Можно рассказать сыну или дочери о собственных детских разочарованиях и неудачах. Пусть ребёнок знает, что ошибки, проигрыши, неприятности бывают у всех. Главное – это научиться с честью и достоинством из них выходить, преодолевая трудности, и укрепляя собственную волю. Не вспоминайте детские промахи, а старайтесь переключить внимание ребёнка на то, что у него получается очень хорошо, в чём он успешен. Хваля ребёнка, очень важно отметить не только результат учёбы или выступления, но и сам процесс, то, как он смог этого добиться своим упорным трудом, проявив характер и силу воли. Одобряйте и хвалите за то, что он старается, умеет собраться в ответственный момент, а не за хорошую отметку или удачное выступление. Похвала должна быть всегда конкретной, чтобы ребёнок понимал, что вы хвалите его не зря, а он заслужил эту похвалу (он - хороший товарищ, верный друг, прекрасный помощник, в трудную минуту готов поддержать и т. д. ) Важной формой поощрения детей является выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок ( «Спасибо, Кирилл, ты сегодня хорошо мне помог» ). Не забывайте благодарить детей. Для них очень важно услышать от взрослого слова благодарности. Действенное средство поощрения - это доверие. Его часто применял в своей работе Антон Семёнович Макаренко, доверяя своим воспитанникам выполнение важных общественных обязанностей. Доверие окрыляет ребёнка. Доверяя своим детям, родители поднимают в них веру в себя, в свои силы. У ребёнка появляется желание обязательно оправдать доверие, оказанное взрослым, доказать, что вы в нём не ошиблись. В ходе дискуссии родители учащихся назвали вознаграждение в числе активно применяемых ими форм поощрения детей в семье. Награда, подарок, вознаграждение - это форма благодарности, при которой наряду с тёплыми словами, родитель дарит ценный для ребёнка предмет: книгу, игрушку, какую-то важную вещь, сладости. Родители учащихся признали, что недостаток этого метода в том, что дети привыкают к подаркам и начинают требовать вознаграждение за каждый совершённый поступок. Все были едины во мнении, что одобрять, хвалить, благодарить, награждать ребёнка надо за определённое достижение, проявление силы воли и характера, стремления. Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения, по случаю окончания учебного года или начальной школы. К сожалению, материальный достаток семей не велик и некоторые дети в разговорах друг с другом признавались, что в Новый год не получили «подарок от Деда Мороза». Родители - участники дискуссии согласились с тем, что приподнятое настроение, радость по отношению к ребёнку, то есть эмоциональное реагирование, тоже является своеобразным поощрением. А вот к поощрению деньгами надо относиться осторожно. Родители учащихся признали, что давать ребёнку деньги можно и нужно. Но вместе с тем, подчеркнули, что нужно требовать от него отчёта в том, куда деньги были потрачены. Все участники собрания-диспута были едины во мнении, что совместный досуг детей и родителей - замечательная форма поощрения. Это могут быть: прогулки, просмотр телепередач, отдых, поездки, экскурсии, путешествия, рыбалка, поход за грибами, выход на природу, в кинотеатр, цирк, на выставки. Использовать их нужно как можно чаще. Они укрепляют семью, сближают детей и родителей. Психолог класса вынесла на обсуждение родителей несколько педагогических ситуаций (поощрение деньгами и сладостями, подарок ради послушания и др.). Родители активно высказывались по всем вопросам. В заключение собрания с родителями было проведено упражнение «Цветок поощрений». Цель упражнения: развитие способности видеть в ребенке положительное, усиление понимания эмоционального мира своего ребенка. На доске цветок с разноцветными лепестками. В центре - круг с именами детей класса. Инструкция: написать и прокомментировать, как в вашей семье поощряют детей, за какие поступки. В течение нескольких минут каждый написал то, что думал. После этого мы заслушали мнения родителей. В итоге, на собрании прозвучала мысль о том, что нужно быть как можно внимательнее ко всему, что делает ребенок. Зачем, за что и как хвалить ребенка? В этом вопросе выбор всегда остаётся только за родителями. Главное, в чём ребёнок должен быть уверен, это то, что в семье его любят, о нём заботятся, им дорожат. Список литературы: Мирошниченко Т. А. Семья и школа: грани сотрудничества – Волгоград: Учитель, 2009 Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). М., 1986. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) - Волгоград: Учитель, 2006 | |
| |
Просмотров: 1524 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |