О взаимодействии образовательной организации и семьи при создании условий для самореализации обучающихся
15 Апреля 16, 01:28 | |
О взаимодействии образовательной организации и семьи при создании условий для самореализации обучающихся Осипова М.Б., зам. директора по НМР, преподаватель МОУ Гимназия и МБУ ДО «Детская школа искусств», г. Нижняя Салда Свердловской области В статье описывается опыт взаимодействия двух образовательных организаций - социальных партнеров с родителями. Рассматривается изменение роли и содержания данного взаимодействия в контексте современных требований. Что предполагает партнерское общение, четкое разграничение функций сторон; взаимную помощь в решении поставленных задач и взаимное делегирование полномочий. Ключевые слова: взаимодействие семьи и образовательной организации, среда саморазвития и самореализации ребенка. В концепции модернизации российского образования сформулировано важное положение: воспитание не должно замыкаться в рамках образовательного ведомства. На современном этапе взаимодействие семьи и образовательной организации (далее ОО) приобретает новое содержание, что определяет иную роль родителей в образовательном взаимодействии и возрастание их ответственности за выполнение своих обязанностей. Поэтому Гимназия и детская школа искусств (далее ДШИ) выстраивают свою деятельность и образовательную практику, ориентированную на создание условий для самореализации каждого ученика на принципах открытой системы, активно взаимодействуя с родителями и представителями других социальных институтов воспитания. Организующее начало ОО и ее влияние на процесс семейного воспитания детей подчеркивал еще А.С. Макаренко. Родителей тоже надо растить и воспитывать… [5]. С 2007 г. в рамках социального партнерства ОО успешно реализуется программа «Мы вместе», включающая следующие направления: диагностическая работа, организация психолого-педагогического просвещения родителей, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс и творческую социально значимую деятельность. Инновационность программы заключена в системном подходе: мы убеждены, что работать необходимо со всеми членами семьи одновременно, а не с одним из них или тем более только с ребенком. В основе педагогического взаимодействия семьи и ОО лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а ОО призвана помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что именно в семье формируются ценностные ориентации ребенка, жизненные цели, устремления, планы и способы их достижения. Именно ценности и микроклимат семьи определяют, станет ли она средой саморазвития и самореализации ребенка в жизни. Под взаимодействием семьи и ОО мы понимаем активное включение родителей и педагогов в обсуждение и выполнение разнообразных действий при моделировании образовательного процесса, направленного на создание условий для самореализации школьников (реализации их сил и способностей, постоянный рост имеющихся возможностей, повышение качества различных видов деятельности посредством собственных усилий, сотворчества и совместной деятельности с педагогами, а также поддержки со стороны родителей). Взаимодействие предполагает партнерское общение, четкое разграничение функций сторон; взаимную помощь в решении поставленных задач и взаимное делегирование полномочий [1, c. 90 – 98, 2]. В своей деятельности ОО опираются на С.И. Кудинова, выделяющего следующие виды проявления самореализации личности: деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация характеризуется самовыражением в различных видах деятельности (творческой, учебной и т.д.), социальная связана с выполнением общественно-полезной деятельности, а личностная способствует духовному росту человека, обеспечивая развитие личностного потенциала (ответственности, любознательности, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности, коммуникативности, настойчивости и т.п.)[3]. Взаимодействие семьи и ОО осуществляется посредством активных форм и методов, таких как беседы, дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, коллективные творческие дела, досуговые и праздничные мероприятия конкурсы, фестивали, и др. Их характерными особенностями являются сотрудничество, диалогичность и творческий характер. И.С. Кон подчеркивает, что «… диалог обогащает всех партнеров, всех участников, даже если мы не отдаем себе в этом отчета» [4, с. 31]. Родители обучающихся – люди разного возраста и профессий, отличающиеся друг от друга психологией, уровнем образованности и культуры, общественной активности и педагогической грамотности. Их совместными усилиями создается тот важнейший комплекс факторов и условий социокультурной воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса, выработку духовных ценностей через сотрудничество и сотворчество поколений [5]. Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности, а вовлечение родителей в развивающую среду детского коллектива образовательной организации позволяет им стать активными субъектами воспитательной системы школы. Литература 1. Белкин А.С. Это модное слово сотрудничество // Народное образование. 1990, № 11. 2. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. - 147 с. 3. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование // RELGA. № 16. 15.11.2007. Режим доступа: http://www.relga.ru 4. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. - 131 с. 5. Осипова М.Б. Взаимодействие школы искусств и семьи в сфере развития музыкальной культуры подростков // Жизненные процессы современного ребенка: взросление: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 23 июля 2010 г. / под общ. ред. Е.Н. Барышникова. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2010. – с. 96 – 98
| |
| |
Просмотров: 2534 | Загрузок: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |