"Коррекционно-логопедическая работа по автоматизации звуков в речи"
07 Марта 16, 20:31 | |
"Коррекционно-логопедическая работа по автоматизации звуков в речи" Консультация для родителей Павлова Елена Николаевна учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №3» п. Ракитное, Белгородская область Данный материал можно использовать для индивидуальной работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Представлены виды работы по автоматизации звуков из опыта работы с дошкольниками. Приведены примеры сказок о звуках, которые составили дети. Консультация поможет осуществить преемственность в работе учителя-логопеда с родителями в преодолении речевых нарушений у детей. Ключевые слова: коррекция речи, сказки о звуках, речевой материал. По¬скольку речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, при таких патологических проявлениях должна осуществляться комплексная программа логопедического воздействия, включающая не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических функций: внимания, памяти, мышления. Нарушение указанных психических процессов не только снижают эффективность коррекции лексико-грамматических компонентов речи при общем недоразвитии речи, но и замедляют процесс устранения дефектов звукопроизношения на этапе автоматизации их в речи. Виды работы по автоматизации звуков в речи: 1. Заучивание чистоговорок, стихов. 2. Пересказ рассказа с помощью предметно-графических схем. 3. Составление сказок о звуках. 4. Составление описательных рассказов. С детьми второго года обучения работа строилась иначе: детям предлагался текст стихотворения, а они уже самостоятельно придумывали рисунки - схемы по его содержанию. Конечно, ребенку очень сложно это выполнить без наглядного материала. Для этого мною разработаны таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно они начинаются, и предложить ребенку свою сказку начать так же. При сочинении сказки вспоминаем, с каких слов они обычно начинаются, рассматриваем картинки и находим заданный звук. Если дети справляются с заданием, предлагаю ввести по своему желанию любой персонаж в сюжет сказки и отобразить его на схеме. Главное правило – герои должны быть связаны одним сюжетом. Логопедические сказки на дифференциацию звуков содержит задания и игры на четкое проговаривание смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи. Каждая сказка — это новое приключение. Отработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов, слов переходим к более быстрому, а затем и ускоренному произношению. Примеры сказок о звуках, которые составили дети. «Жил-был звук [ш]. Однажды он пошел в лес. Вдруг на дорожке он увидел змею — кобру. Звук [ш] хотел пройти тихо мимо нее, но она зашипела: „Ш-ш-ш..." Он испугался и по¬бежал. В лесу поднялся ветер, и деревья зашелестели листья¬ми: „Ш-ш-ш..." Совсем испугался звук [ш] и спрятался». (Лада, старшая группа) «Жил-был звук [с]. Отправился он в путешествие на велосипеде. Ехал по дороге, и вдруг у него спустило колесо. Он накачал шину насосом: „С-с-с..." Поехал дальше, встретил собачку, и они продолжили путь вместе. Заехали в лес и заблудились. Там они встретили сову, которая показала им дорогу домой». (Максим, старшая группа) «Жил-был звук [з]. Встретил он двух девочек — Лизу и Зою. Они пошли гулять в парк. Вдруг пошел дождь. У звука [з] был зонтик. Он укрыл им всех от дождя». (Маша, старшая группа) «Жил-был звук [ч]. Позвал он к себе на чай чайку, пчелу, паучка и бабочку. Пчела принесла с собой печенье, паучок — калач, а бабочка — пончик». (Люда, старшая группа) «Жил-был звук [ц]. Однажды летом он сидел на крыльце. Ярко светило солнце. Было жарко. Пришла курица с цыпленком и попросила пустить их в дом, чтобы укрыться от жары». (Настя, старшая группа.) Только после того как он несколько раз повторил рассказ, глядя на рисунки, предлагаю ему изложить текст по памяти или смешать картинки, попросить разложить их по порядку и пересказать текст ещё раз. Таким образом, переходя от одного этапа работы к другому, закрепляю поставленный звук в речи.
| |
| |
Просмотров: 1841 | Загрузок: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |