Система работы с родителями в ДОУ
12 Апреля 15, 15:27 | |
Система работы с родителями в ДОУ Автор: Гилева Клавдия Венедиктовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 86» г. Березники Пермский край. Аннотация
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение со стороны старших не только в детском саду, но и дома. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Опыт организации работы с родителями одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении включает в себя систему совместных мероприятий с родителями и детьми, разработанных и апробированных в нашем детском саду. Ключевые слова: работа с родителями, одаренные дети, семейное воспитание. Цель: создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала. Нами были намечены для решения следующие задачи: 1. Сформировать позитивный опыт семейного воспитания. 2. Повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье. 3. Организовать разнообразный семейный досуг. 4. Преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях. Организация работы с родителями одаренных детей состоит из четырёх этапов организованной деятельности, каждый этап имеет определённые внутренние и внешние цели, задачи, содержание, предполагаемые формы работы. Первый этап – знакомство с семьей. На первом этапе была организована деятельность по изучению индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его способностей, возможностей, склонностей, осмыслению необходимости трансляции родителям положительного образа ребёнка. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей мы пришли к выводу, что целесообразно было начинать работу со следующих форм работы с родителями: анкетирование, индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, экскурсии. Данная работа направлена на: - расширение возможностей понимания ребенка; - выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; - установление и развитие отношений сотрудничества родителей с ребенком. Итогом работы явился составленный родителями «портрет» своего ребёнка и «портрет» себя как родителя, появившиеся смыслы в своём педагогическом образовании. Второй этап – информирование родителей. Эффективными формами взаимодействия с родителями на втором этапе для нас явились следующие: дни открытых дверей, оформление информационных стендов, консультирование, оформление выставок детского творчества. Специально для родителей детского сада разработан цикл родительских собраний «Развиваем вместе». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, родительские лаборатории и т.д. Большим подспорьем для развития кругозора родителей стал сайт детского сада. В нем создана специальная группа «Клуб заинтересованных родителей». Там подобраны специальные задания и тренажеры для развития творческих навыков. На страничках группы родителям предлагаются рекомендации по развитию и воспитанию одаренных детей. Итогом работы с родителями являются чётко оформившиеся образовательные запросы, представления о путях и способах их удовлетворения. Третий этап – образование родителей. На этом этапе происходит сопровождение по индивидуальному запросу семьи и ознакомление родителей методами развития творческого потенциала ребёнка. Здесь для воспитателей и родителей актуальными задачами остаются: индивидуальная работа с семьёй, дифференцированный подход к семьям одаренных детей, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения важные вопросы семьи. В этот период формы работы становятся разнообразнее: организация семейного клуба, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). В конце каждого мероприятия для родителей проводится анализ работы, с целью изучения результата педагогической помощи родителям. Мы выслушиваем мнение родителей, по поводу проведенной работы для дальнейшего обсуждения. Результат этого этапа работы с родителями – рост их педагогической компетентности. Четвертый этап – совместная деятельность родителей и детей. Для этого этапа характерно эффективное сотрудничество педагогов и родителей в процессе гармоничного развития личности ребёнка. В течении учебного года мы совместно с родителями организуем совместные проекты разнообразной тематики, делаем презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают им участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Беседуя с родителями, необходимо показать, что отдых – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. Правильные рекомендации по проведению отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел время вместе с родителями. Предлагаются следующие темы и задания во время отдыха с детьми: - Интересное рядом (сфотографировать или зарисовать что-то необычное, провести наблюдение). - Огородный чародей (проведение опытов на садовых и огородных участках). - В далеких странах …. (фоторепортаж поездки) - В гости к маленьким друзьям (провести наблюдение за насекомым), загадки подводного мира (наблюдение, зарисовки, фоторепортажи). - Мои первые опыты. Специально для родителей мы организуем рубрику «Родительские университеты», где родители делятся опытом своей работы с детьми. Основное достижение этого этапа – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании. Важнейшим результатом организации системы работы с родителями одаренных детей является: создание содержательного общения педагогов и родителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей в творческом развитии ребенка. Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья. Представленная выше система работы позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом. Список литературы: 1. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции», Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 г. | |
| |
Просмотров: 3097 | Загрузок: 92 | |
Всего комментариев: 0 | |