Актуальные формы сотрудничества семьи и школы
09 Апреля 15, 05:42 | |
Актуальные формы сотрудничества семьи и школыЛатышева Татьяна Анатольевна учитель начальных классов МОУ «Ракитянская СОШ №1» п. Ракитное Белгородской области Родительское собрание, как основная форма работы с родителями, давно утратило свою эффективность. На смену ему приходят новые, более актуальные и нетрадиционные формы. Они помогают сплотить детский коллектив, сближают родителей, являются основой формирования подрастающего поколения. Ключевые слова: работа с родителями, сотрудничество, из опыта работы Семья, родственные связи, взаимные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка семьи, родителей особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, комфорта, что необходимо для их дальнейшего развития. В соответствии с ФГОС НОО процесс обучения является трехсторонним, в нем участвуют педагоги, обучающиеся и родители, как законные представители своих детей, те, кто всегда поймут и придут на помощь малышу. Именно семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. В этот период роль родителей в полноценном развитии детей незаменима. Иногда родители полагают, что с при-ходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь большую часть времени дети проводят в стенах школы. Но роль семьи не только не снижается, но и возрастает. На протяжении многих лет считалось, что основной формой работы с родителями должны быть родительские собрания – классные и общешкольные. Но, по мнению большинства педагогов и родителей, все родительские собрания - это устаревшая форма общения школы и семьи. Зачастую такие собрания представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах обучающихся, не обращая внимания на корректность высказываний. А родителям хотелось бы выступать не в роли пассивных слушателей, а проявлять активность, делиться опытом воспитания, строить общение. Для того чтобы у родителей не пропал интерес к новизне обучения и воспитания, назрела необходимость искать новые формы работы с родителями. Хочу предложить ряд нетрадиционных эффективных форм сотрудничества семьи и школы, направленных на совместное достижение воспитательных целей. Работая над проектом школы «Ракитянский край изучай и знай» хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях. Ежегодно планируется несколько масштабных экскурсий по интересным местам области и небольшие по поселку и району. Всегда первыми помощниками в их планировании и организации выступают родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей. Родители с удовольствием отправляются в поездки вместе со своими детьми. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием. Традиционно родители принимают участие в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья» и развлечениях, проходящих в дни каникул. Все участники соревнований, выставок, конкурсов награждаются призами и грамотами на общих утренниках, собраниях. Такие мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество с семьей. Учитывая занятость современных родителей, широкое распространение получили и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Телефон доверия» и «Родительская почта». Любой член семьи имеет возможность в короткой за-писке обратиться за помощью к конкретному специалисту (психологу, дефектологу, логопеду, учителю-предметнику), высказать мнения по поводу методов воспитания своего ребенка. Телефон доверия помогает родителям анонимно разрешить значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Одной из эффективных форм работы с родителями, помогающей сплочению как детского, так и взрослого коллектива является совместное проведение праздников. В нашем классе – это традиция, зародившаяся еще в первом классе. Дни Именинников, 8 Марта, 23 февраля, Новый год и 25 мая мы отмечаем совместно с родителями. И, если в 1-2 классах развлекательную программу готовили родители, то к 4 классу эта работа полностью легла на плечи детей (не без консультаций и помощи, конечно, со стороны старших). С какой радостью они готовят свои сюрпризы! В нашей школе постоянно ведет работу «Родительский комитет школы» и «Совет отцов». Их помощь в работе классных руководителей трудно переоценить. Индивидуальные консультации - одна из эффективнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс, когда класс «сложный». Такая консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу и семьи и школы. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. | |
| |
Просмотров: 4033 | Загрузок: 115 | |
Всего комментариев: 0 | |