Что такое речь?
01 Декабря 14, 11:50
Чичкова Ольга Вадимовна,
учитель начальных классов
МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП

Урок 1: Что такое речь?

Букварный период.
1 класс
Литературное чтение «Обучение грамоте»

Образовательная система УМК Школа России(учебник Букварь, авторы Горецкий 1ч, прописи Горецкий, Федосова) Обучение грамоте. 1 класс. Букварный период. Презентация к уроку составлена в соответствии с методическими рекомендациями, на основе заданий, расположенных в букваре и прописях.
Технологическая карта урока составлена по этапам и виду деятельности с учетом формирования и развития УУД по ФГОС. На уроке применен дополнительный материал с целью развития кругозора и привития литературного вкуса.




Цель:  Формирование теоретического характера представления о речи.

Задачи: 1) сделать речь объектом наблюдения детей, уточнить и осознать случаи практического употребления слова «речь»; 2) развивать и закреплять представления о речи как о процессе применения языка для обмена мыслями и чувствами; 3) воспитывать умение общения для воздействия через мысли и чувства людей на их поведение, поступки посредством правильно выбранных слов.
Оборудование: «орден Звонка», «орден Руки» (вырезанные из картона знаки, изображающие звонок и силуэт человека с поднятой рукой); стенд с планом класса, на котором отображены парты и кружочками дети, сидящие за этими партами, «ордена» прикрепляются к кружочкам; запись песни «В траве сидел кузнечик», презентация слайдов «Дикие животные» изображение слона; стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской в переводе Вадима Левина «Пять слонов».
Ожидаемый результат:
•    Дети получат начальное представление о понятии «речь».
•    Научатся правильно высказывать свои мысли вслух, отвечать на вопросы, выслушивать товарищей.
•    Получат первоначальное представление о словах, отвечающих на вопросы кто?  и что?

Ход урока

I.Включение в учебную деятельность– 3 мин. Слайд 2
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сначала я хочу отметить ребят, которые сразу, по звонку встали у своих парт и вручить им «орден Звонка»
Слайд 3
(вывешиваю «ордена» на доску с планом класса, где схематично отмечен каждый ученик).
- Поздравляю вас с первым днем вашей новой школьной жизни! Теперь вы не просто дети, а ученики – первоклассники! Вот и прошли 10 дней, введения в школьную жизнь. Давайте вспомним чему мы уже научились?
Дети: - познакомились, запомнили имена, узнали правила поведения школьника, узнали, что на урок и с урока звенит звонок, научились правильно  сидеть за партой, привыкали поднимать руку, если хочешь ответить…
- Молодцы! Вы хорошо все помните. А сейчас у вас первый  школьный урок и называется он «обучение грамоте». Итак, сядьте правильно. Начинаем.
 
II. Мотивация учебной деятельности - 15 мин.
-  Чинтачу едек очусел?
Дети: в классе тишина, дети с недоумением смотрят на учителя.
- Кердеми вакша пиргамон???
Дети: все еще в недоумении, начинают хихикать.
- Почему вы не поднимаете руки и не отвечаете мне, я вам задала уже два вопроса?
Дети: - А мы вас не понимали, вы как–то непонятно говорили.
- Странно, а до этих вопросов понимали и сейчас поняли, интересно, почему?
Дети: - А сейчас опять понимаем, вы стали говорить по – русски.
- Вот оно что. Оказывается, чтобы понимать друг друга нужно говорить на одном языке?
Слава: - Да, потому-то мы другого языка еще не знаем.
- Хорошо, значит говорить по- русски. Знаете, ребята, мне с детства нравится одна песенка. Я вам ее включу, а вы угадайте ее название.
    Включаю магнитофон с записью песни «В траве сидел кузнечик», а звук выключаю. Жду минуту.   
Дети: пытаются что–то услышать, начинают перешептываться.
- Ну, кто угадал? Поднимайте руки!
    Саша: - Мы же ничего не слышим, как мы угадаем?
- Но вы же сами сказали, что чтобы понять, нужно говорить по – русски. Эта песня записана на русском языке, а вы опять ничего не поняли, в чем же дело?
    Дети: - Просто нам надо услышать песню, чтоб ее угадать.
- Значит не достаточно говорить на одном языке, нужно еще и слышать говорящего!
    Снова включаю запись, теперь со звуком. Дети быстро угадывают песню. Выключаю запись на последнем куплете и прошу детей закончить самим.
- Кто хочет пропеть нам последний куплет?
    Дети хором легко справляются с концовкой хорошо известной им  песни.
- Ребята, вам понравилось петь вместе?
    Дети: - Да, нам понравилось.
- Мне тоже очень понравилось, вы просто молодцы. Так почему же, ребята, мы понимаем друг друга, что нам помогает?
В ходе обсуждения приходим к выводу, что понимаем друг друга потому, что говорим на одном языке.
- Верно, ребята. Мы понимаем друг друга потому, что и вы, и я – мы все умеем говорить по-русски.  МЫ

ВСЕ ВЛАДЕЕМ РУССКОЙ РЕЧЬЮ.
- Как вы думаете, на Северном полюсе сейчас очень жарко? (смеются: нет, там всегда холодно)
- Вы уверены? А … я поняла… Вы, наверное, часто бываете на полюсе? (смех, отрицание)
- Откуда же вы тогда знаете, что там холодно? (нам читали, нам рассказывали)
- Понятно, вы об этом узнали потому, что умеете СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ РУССКУЮ РЕЧЬ.

Физминутка – 5 мин.
- Мы хорошо поработали, ребята. Верно? Немножко устали. Пора провести маленькую зарядку. Кто из вас знает какую- нибудь считалку?




Категория: Начальная школа | Добавил: ollia | Теги: формирование и развитие УУД, развитие речи, Русская речь, расширение кругозора, 1 класс
Просмотров: 2533 | Загрузок: 3 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 pingvin   (03 Декабря 14 21:17) [Материал]
Интересный для детей урок. Хорошо и понятно изложен материал. При чтении работы легко выделить ответы детей, выводы, физминутку и т. д. Всё зрительно хорошо читается. Интересная мотивация. На таком уроке детки не заскучают, да ещё и знания получат.

2 ollia   (04 Декабря 14 07:18) [Материал]
Большое спасибо! biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]