Семья: прошлое, настоящее, вечное...
14 Октября 14, 19:25 | |||
Семья: прошлое, настоящее, вечное....Из опыта работы по реализации комплексной программы «Мир семьи» и программы духовно-нравственного воспитания младших школьников «Мы здесь живём, и мы отсюда родом...» Медведская Любовь Сергеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 г. Бежецка Тверской области Опыт работы по реализации комплексной программы «Мир семьи» и программы духовно-нравственного воспитания младших школьников «Мы здесь живём, и мы отсюда родом...» был представлен 18.08.2014г. в ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей» в рамках августовской афиши «Общественно-профессиональный аудит введения федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, перспективы» на круглом столе для руководителей ОО, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогических работников образовательных организаций «Проблема формирования ценностей семейной жизни у учащихся образовательных организаций». Одним из основных вопросов Круглого стола было: «Представление опыта апробации курса «Мир семьи» в образовательных организациях Бежецкого района» (ведущий: Салык Н.А.) Материалы Медведской Л.С. по апробации курса «Мир семьи» используются при проведении региональных постоянно действующих семинаров для руководителей образовательных организаций, классных руководителей, учителей начальных классов в ГБОУ ДПО «Тверской областной институт усовершенствования учителей» (копия справки прилагается). Приложениями являются презентация, которая отражает деятельность учителя в данном направлении, и календарно – тематическое планирование мероприятий по реализации программы в 1 классе. Изначально в России основа – семья, И ее не отменят ни годы, ни мода. Ведь семья - это мы, это ты, это я, Это память и сердце народа. Что такое семья? Семья – самое главное в жизни. Это слово понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Это тот родник, из которого мы черпаем силы всю жизнь. Семья для каждого из нас – самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящая семья. Россия вступила в третье тысячелетие, мы не можем не задавать себе вопросы: какой будет она в XXI веке? Какой будет российская семья? Какой будет человек? И здесь, как нам кажется, для нас бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений. В условиях реализации программы ФГОС одной из важных базовых ценностей названа семья, любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как Отечество, малая родина, родная семья, моя семья и мой род. В МОУ СОШ № 4 имени В. Бурова г. Бежецка с 1 сентября 2013 г. в первых классах реализуется программа духовно-нравственного воспитания детей «Мы здесь живём, и мы отсюда родом», разработанная мною, учителем начальных классов Медведской Л.С. Основное направление программы «Мы здесь живём, и мы отсюда родом» в 1 классе: «Моя семья». Основные цели: осознание детьми ценности сопричастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему; воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю. С января 2014 г. в нашем общеобразовательном учреждении реализуется комплексная образовательная программа «Мир семьи» по формированию семейных ценностей. Она стала отличным дополнением к программе духовно-нравственного воспитания «Мы здесь живём, и мы отсюда родом...» В первом полугодии в рамках реализации программы были проведены два значимых мероприятия: День пожилого человека и праздник, посвящённый Дню матери. Основной целью Дня пожилого человека являлось воспитание в детях уважения к членам своей семьи – бабушке и дедушке. Ребята разучили стихи и песни к празднику, приготовили подарки. Принесённые детьми фотографии легли в основу создания видеороликов «Добрая бабушка» и «Про моего любимого дедушку». Праздник закончился чаепитием. Основной целью праздника, посвящённого Дню матери, являлось воспитание любви и уважения к матери, чувства благодарности за её заботу и любовь. К празднику был подготовлен видеоролик «Самая лучшая мама на свете!», основанный на фотографиях мам со своими детьми и высказываниях детей о своих мамах. В целях совершенствования образовательного процесса, развития новых форм и методов нравственного воспитания, сравнения обучения в школе во времена бабушек и дедушек первоклассников и современного образования, воспитания в детях уважения к членам своей семьи – бабушке и дедушке в 1а классе (кл. рук.: Медведская Л.С.) и в 1б классе (кл. рук.: Кузнецова И.А.) с ноября 2013г. по февраль 2014г. реализовывался совместный проект «Как учились наши бабушки и дедушки». Была проведена серия мероприятий. Среди них: - открытый классный час «Как учились наши бабушки и дедушки»; - классный час в форме устного журнала «Путешествие в детство наших бабушек и дедушек». На классные часы были приглашены бабушки и дедушки первоклассников. В ходе работы над проектом ученики узнали интересные факты из детства своих дедушек и бабушек, об их школьных годах, определили, чем отличалось обучение в школе во времена бабушек и дедушек от современного образования. Данный проект был представлен на районном смотре-конкурсе «Летопись родного края» в номинации «Исследовательские работы обучающихся», а также на районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». В конце января в актовом зале нашей школы прошло необычное соревнование «Мама, папа, я – дружная семья!» В соревновании приняли участие пять семей учеников 1а и 1б классов. Участникам соревнования были предложены различные конкурсные испытания. Соревнования прошли в праздничной атмосфере, под аплодисменты и смех болельщиков. Семейный праздник объединил детей и их родителей в стремлении сразиться за звание самой ловкой, быстрой и дружной семьи. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. В семьях, которые пришли на соревнования, были именно такие отношения. Победителями соревнований стали все участники, а проиграл тот, кто не пришел, чтобы порадоваться за себя и своих близких. В целях приобщения к прошлому и настоящему своей культуры через связь поколений, знакомства с военными профессиями, с особенностями службы пап и дедушек, воспитания чувства гордости, любви и уважения к защитникам Отечества, к членам своей семьи, в 1а классе (кл. рук.: Медведская Л.С.) в январе-феврале 2014 года реализовывался информационно-исследовательский проект «У нас в семье солдаты были....». В результате работы над проектом был создан «Армейский альбом пап и дедушек учеников 1а класса», презентация которого состоялась на празднике, посвящённом Дню защитника Отечества, и на классном часе «Буду в армии служить!» в рамках межзонального семинара «Инновационные аспекты образования. Реализация требований ФГОС: опыт, проблемы, перспективы». Данная работа также была представлена на районном смотре-конкурсе «Летопись родного края» в номинации «Мультимедийные презентации». На 8 марта для мам и бабушек учеников 1 класса был подготовлен подарок «Концертный букет для бабушек и мам». Дети читали стихи, пели песни, а видеоролики «Бабушкины сказки» и «Нашим мамам и бабушкам посвящается» были прекрасным дополнением к праздничной программе. Одна из проблем воспитания состоит в том, что в процессе его не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей. На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40-х годов XX века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только сво¬его отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо (дерево) рода, художест¬венно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. С целью развития интереса к своей семье, воспитания любви и уважительного отношение к родителям и предкам, формирования и развития личности, развития партнерских отношений с семьёй, был проведён классный час «Мой дом. Моя семья. Моя родословная», на котором каждый из детей представлял своё генеалогическое древо. Проведённая работа способствовала воспитанию чувства гордости за семью, люб¬ви и уважения к родителям. Дети расширили свой кругозор, у них проявился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
| |||
| |||
Просмотров: 3060 | Загрузок: 2 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | |||
|