Повышение мастерства учителя через информационно – компьютерные технологии в обучении младших школьников.
13 Февраля 14, 16:36 | |
Бондаренко Алла Анатольевна, учитель начальных классов школа – лицей №101 г. Караганда «Повышение мастерства учителя через информационно – компьютерные технологиив обучении младших школьников»3 класс Статья помогает понять, что учителя осознали значение компьютера в современной жизни, т.к. это позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. Начальная школа – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Поэтому надо учить ребёнка работать с информацией, учить учиться. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с нами и по окончании школы. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование – преподавание» пришло «образование – взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно – познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником. Использование ИКТ позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную ими информацию для дальнейшего самообразования. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; • овладевать практическими способами работы с информацией; • активизировать познавательную деятельность учащихся; • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Учитель, дистанционно управляя презентацией, имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все схемы, построения, таблицы, которые он должен выполнять на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации. Так, выполняя индивидуальные задания с дополнительной наглядностью и справочным материалом, ребята чувствуют себя увереннее. Ситуация успеха повышает их самооценку, что, в свою очередь, способствует дальнейшим успехам. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счёт разноуровневых заданий, но и за счёт применения дидактических игр, которые полностью адаптированы к возможностям младших школьников, не требуют помощи взрослых и непродолжительны по времени. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные задания на компьютере и полезно привлекать таких ребят к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ. Например, при проведении урока по русскому языку по теме: «Имя прилагательное», творческая группа 3Б класса подготовила игру: «Будь внимателен». Они показали слайды с предметами, а ученики должны были назвать признаки этих предметов: по вкусу, по ширине, по высоте, по запаху, по цвету и т. д. Затем были показаны смайлики и дети определяли их качества. Работа обучающихся над заданиями творческого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ученике. Это активизирует внимание, воображение, память, познавательные интересы детей, что является приоритетной целью уроков в начальной школе. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить хороший уровень усвоения предлагаемого материала. Но ученики не только видят эстетически оформленную наглядность, но и повышают свою практическую деятельность. Например, на уроках математики ученики могут моделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. Особенно, это касается геометрического материала. А дидактический материал по теме: «Задачи на движение» помогает детям понять не только разницу между видами движений, но и даёт возможность использовать его как конструктор, меняя на основе готовых слайдов лишь числовые данные, создавая собственные варианты задач. На уроках познания мира дети могут найти дополнительный материал из сети, по своему усмотрению его проиллюстрировать, отобрать нужные аргументы, отражающие их образ мыслей. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше. Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. Задачи же обучения остаются неизменными: • Оказать помощь ученикам в освоении компьютеров исовременных информационных технологий • Познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации и планировании деятельности, в частности, в учебной, при решении поставленных задач • Знакомить учащихся с современным информационным обществом. Выполнение этих задач приведёт к реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями, навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания. Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний. При условии систематического использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ: • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач; • постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации и уровня подготовки; • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность; • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций • стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи. Направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны: • использование средств ИКТ усиливает мотивацию учения. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала. • развитие индивидуальных способностей. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, т. к. не чувствует влияния окружающих. • расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности могут быть не замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка. Условия и особенности использования ИКТ на уроках в начальной школе. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе являются мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее удерживают внимание учащихся. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное воздействие, но и эмоциональное. При разработке презентации учитывается, что она: • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; • усиливает воздействие выступления. Использовать презентации можно на всех этапах урока: • Во время актуализации знаний • При объяснении нового материала • При закреплении знаний Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебникам Учителя, которые применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно: • уменьшение количества дидактических затруднений у детей; • повышение активности учащихся • положительную динамику мотивации учения • формирование навыка использования новых ИКТ для самообразования школьников Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным и одновременно решать несколько задач: наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую видеоэкскурсии, портреты, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю задания творческого характера. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит раскрытие и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребёнке. Этапы урока с применением ИКТ • Применение ИКТ для просмотра презентаций • При проведении исследовательской работы • При использовании репродукций • При работе с учебником • Тест – опрос (материал урока должен быть разбит на чёткие законченные части, логически соединённые друг с другом). Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Внедрение информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Рекомендации: • при использовании ИКТ учитывать возрастные особенности учащихся • использовать игровые возможности компьютера в сочетании с дидактическими • применять полученные знания, умения, навыки в игровой компьютерной среде, т. к. это приводит к их актуализации и мотивации их приобретения • занятия на компьютерах не сдерживать строгими рамками учебного процесса, что позволит разрядить эмоциональную напряжённость и оживит учебный процесс. • на уроках использовать ИКТ не более 20 минут. Литература. 1. Смирнова М. А. Уроки математики с применением информационных технологий, 2008 2. Руденко Н. Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе, 2007 3. Щелухина А. С. Возможности использования ИТ в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство». 4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2003 5. Кехтер Т. А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно – коммуникативных технологий. | |
| |
Просмотров: 2707 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|