Федосик Аза Михайловна, Педагог-воспитатель МКОУ детский дом «Семья» г.Ноябрьск, ЯНАО
Занятие по теме «Путешествие по миру»
(техника коллективного творческого дела – оригами)
Занятие по дополнительной образовательной программе «Чудеса своими руками»
Дети от 6 до 11 лет.
Аннотация методической разработки
Основной целью деятельности дополнительного образования детей в учреждении интернатного типа является профилактика асоциального поведения воспитанников, развитие творческого потенциала, формирование физически здоровой личности, сохранение культурно-исторических и национальных традиций, воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине. Поскольку большая часть контингента воспитанников детского дома имеет нарушения в интеллектуальном и эмоциональном развитии, то необходима большая реабилитационная работа с детьми.
Детский коллектив не может полноценно развиваться и существовать, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога, ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга. Умело организованное коллективное творческое дело (КТД) дает высокую степень сплочения коллектива детей, а значит, формирует толерантные взаимоотношения.
Дополнительная образовательная программа «Чудеса своими руками» направлена на повышение сенсорной чувствительности детей с проблемами в интеллектуальном развитии (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развитие общих умений, мелкой моторики, пространственного мышления и воображения, формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел, а также развитие эстетического вкуса, художественного воображения. Программа состоит из трех модулей: оригами, квиллинг, вытынанка.
Занятия по программе «Чудеса своими руками» несут коррекционно-развивающую направленность, что актуально для детей-воспитанников детского дома, которые имеют когнитивные нарушения, органические поражения головного мозга, которое влечёт за собой нарушения в интеллектуальном развитии. Организуемое педагогом в рамках занятий совместное творчество, коллективное творческое дело, позволяет детям, имеющим нарушения, осваивать новые способы обработки информации, которые впоследствии становятся формами и способами его взаимоотношений с миром.
Здравствуйте, Аза Михайловна! Ваше занятие достойно положительной оценки.Мне понравилось все в "путешествии" и начало урока, и актуализация знаний - беседа, и физминутка, и коллективная работа.Молодцы! Надеюсь, что такое занятие было интересно и Вам, и Вашим ученикам.Спасибо! Наталья Алексеевна.
Уважаемая Аза Михайловна. Ознакомилась с Вашей разработкой. Получилось красивое, очень познавательное «Путешествие в Японию». На занятие произошло знакомство детей с японской культурой: с японскими палочками и национальной одеждой - кимоно, с икебаной и поэзией хокку, техникой оригами и квиллинг, научились здороваться и прощаться по-японски. Осваивание техники оригами способствовало развитию моторики. Вашему уроку соответствуют цели, которых Вы их достигли. - способствовать формированию знаний о японской культуре; - способствовать развитию умений выполнения фигурок зверей в технике оригами; - способствовать воспитанию аккуратности, внимательности в работе и уважения к культуре народов мира.
А Ваши цели не достигнуты. Почему здесь Африка? Об особенностях рельефа во время урока не сказано ничего. Работы с картами, таблицами нет. Очень романтическое завершение урока. С уважением Старикова Татьяна Васильевна.
Уважаемая Аза Михайловна! Спасибо за замечательные изюминки, я думаю, что Ваша разработка достойна одного из призовых мест. С уважением, Грицай Алла Юрьевна.
Уважаемая Аза Михайловна, Ваша разработка, несомненно, заслуживает внимания. Путешествие в Японию, в сопровождении народной музыки, поэзии обогатит внутренний мир Ваших воспитанников, а история девочки Садако научит состраданию и сопереживанию. Подскажите, пожалуйста, данная разработка является частью дополнительной образовательной программы "Чудеса своими руками" и если да, то в какие страны Вы еще путешествуете? Спасибо, удачи!
Да, это одно из занятий путешествия по миру и является частью программы. Наш город с населением 130.000 человек, в котором проживает около 100 национальностей, в том числе и коренные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы и другие. Я сама белоруска и занятие у нас есть о Республике Беларусь. С занятием о Японии я выступала на II Всероссийском конкурсе "Воспитать человека" в г.Владикавказе Северная Осетия -Алания.. Оттуда привезла массу интересных национальных вещей. Мы с детьми совершили путешествие и в Осетию.
Уважаемая Аза Михайловна, меня заинтриговала форма Вашего занятия – «путешествие по миру». Познакомившись подробнее с ресурсом, я увидела, что это всё - таки путешествие по Японии, может быть, следовало бы конкретизировать тему Вашего путешествия. Мне не хватило эмоционального настроя на путешествие в начале урока, хотя у Вас в сценарии указано, что звучит японская музыка, если бы был приложен музыкальный файл, презентация, то ощущения были бы иные. На этапе актуализации знаний Вы знакомите детей с понятиями « икебана, хокку, оригами», читаете произведения японской поэзии. Всё это пробуждает у ребят познавательный интерес к традициям и обычаям Японии. А пошаговая работа по складыванию журавлика способствует развитию моторики, навыкам конструирования. На мой взгляд, Вы удачно подобрали поэтические слова для проведения физминутки. На этапе рефлексии предлагаете детям выбрать цветок хризантемы такого цвета, который соответствует их настроению. Это замечательный приём! Но позвольте узнать, а какого цвета были хризантемы, как соотнести цветок со своим настроением, об этом нигде ничего не сказано. В Пояснительной записке в качестве ресурса Вы указали презентацию, музыку, но жаль, что их нет в наличии. Очень хотелось бы услышать и увидеть. Спасибо за работу! С уважением, Людмила Давыдовна.
Музыка и презентация весят очень много, поэтому в пояснительной записке, которые прикладывается вместе с материалом, я пояснила, что все приложения: музыка, презентация, буклет можно взять у меня по заявке на мой электронный адрес. Что касается цветов хризантем, то они были разного цвета по количеству детей. После занятия производится подсчет и анализ цветовосприятия по методике Люшера.
Уважаемая Аза Михайловна, считаю, что путешествие по стране восходящего солнца Вам удалось,а результат будет радовать Вас и ваших воспитанников на все 100%.Вы действительно создаете чудеса.Честь Вам и хвала.спасибо.