Урок-театр по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Тема: «Горе от ума» как зеркало русской жизни.
09 Декабря 12, 22:10 | |
Бигоидзе Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ с. Каменный Яр" Урок-театрпо пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Тема: «Горе от ума» как зеркало русской жизни. Цель: расширить представления школьников об эпохе начала XIX века, воссоздать её дух; развивать умение обосновывать своё мнение о произведении и его героях; определить роль пьесы Грибоедова в развитии литературной и сценической жизни. Оформление: портрет А.С. Грибоедова неизвестного художника, иллюстрации к комедии Д.Н. Кардовского, иллюстрации видов Москвы XIX века, афиша спектакля, эскизы костюмов и причёсок. Эпиграф: «Горе от ума» живёт своей нетленной жизнью, переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности… Комедии этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые пьесы». И.А. Гончаров «Мильон терзаний» Ход урока I. Оргмомент. II. Активизация опорных знаний. За неделю до урока было проведено распределение ролей: выбран из учеников класса режиссёр будущей постановки, художник по костюмам, декоратор. Режиссёру было дано право подобрать учеников-актёров на ведущие роли. В помощь участникам игры были предложены карточки с заданиями: Вопросы режиссёру: почему вы решили поставить "Горе от ума"? В чём видите актуальность проблематики пьесы? Какой вариант (классический или экспериментальный) вы предпочтёте, почему? Что известно вам об истории различных постановок пьесы на русской сцене? Какие из них вы считаете наиболее удачными? Вопросы актёру: Кто вы (ваш внешний вид, манера одеваться, привычки, интересы)? Как относитесь к окружающим вас людям (Фамусовым, его гостям, Чацкому)? Каковы мотивы вашего поведения в ситуации, предлагаемой для постановки? Согласны ли вы с трактовкой роли, данной режиссёром? Как сочетаются конкретно-исторические и общечеловеческие черты в облике вашего героя? Встречаются ли люди, подобные вашему персонажу, в наши дни? Вопросы художнику по костюмам и декоратору: какими вы видите героев пьесы? Какие детали костюма помогут подчеркнуть индивидуальность характера конкретного персонажа? Каковы будут декорации к спектаклю, будут ли они меняться по ходу действия? Нарисуйте эскизы костюмов и декораций. Каков будет ваш вариант сценического занавеса? Попробуйте создать эскиз афиши к спектаклю. Вопросы зрителям: оцените замысел режиссёра, предложенную им трактовку пьесы. Был ли реализован вариант режиссёра актёрским коллективом? Насколько созданные ими образы совпадают с обликом героев пьесы, хранящимся в вашем воображении? Отвечает ли оформление спектакля режиссёрскому замыслу? 1) сообщение темы урока; 2) слово учителя: – Прежде чем мы окунёмся в атмосферу московской жизни начала XIX века, я хотела бы сказать несколько слов о бессмертной комедии А.С. Грибоедова. «Горе от ума» живёт своей нетленной жизнью, переживёт ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности… Комедии этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые пьесы». Эти слова взяты из известного всем критического этюда И.А. Гончарова «Мильон терзаний», написанного в 1871 году. А в 1885 году, откликаясь на своеобразный театральный юбилей, 55-летие «Горя от ума» на русской сцене, А.С. Суворин назвал комедию Грибоедова «вечной пьесой» и предсказал: «…и в 1985 году её будут слушать с таким же удовольствием, как теперь». Мысль о бессмертии этой пьесы И.А. Гончаров и А.С. Суворин связывали, прежде всего, с картиной нравов. И задача нашего сегодняшнего урока – представив картину быта и нравов Москвы начала XIX века доказать, что комедия Грибоедова на самом деле бессмертна… Прежде чем мы увидим инсценировку отдельных явлений комедии, давайте окунёмся в эпоху Грибоедова, познакомимся с деталями жизни дворянства того времени. 3) выступления учащихся: 1. Изложение позиции режиссёра. (Приложение 1) 2. Московский быт начала XIX века. Жилище московского барина. (Приложение 2). 3. Особенности костюма начала XIX века. Костюмы героев пьесы. Эскизы. (Приложение 3). 4. Причёска – важная деталь облика московского дворянина. Эскизы. (Приложение 4). 5. Афиша спектакля. Изложение режиссёром и актёрами своих позиций. (Приложение 5). 4) инсценировка фрагмента пьесы. 5) обсуждение постановки: – Ваши впечатления от постановки пьесы. – Удалось ли, на ваш взгляд, актёрам передать атмосферу, настроение последних явлений комедии? 6) беседа: – Как отнеслись Чацкий и Софья к «исповеди» Молчалина перед Лизой? Чувствует ли себя виноватым в этой сцене Молчалин? Чем пугает его разоблачение? – Справедливы ли обвинения и приговоры Чацкого в последнем монологе? – Для кого из героев открытия, совершившиеся в четвёртом действии, особенно тяжелы? – Соответствуют ли образы героев пьесы, созданные вашим воображением, тем, что вы увидели? III. Итог урока. 1) слово учителя: – Итак, сегодня мы с вами закончили работу над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», познакомились с жизнью и бытом Москвы начала XIX века. Эти сведения помогли нам глубже проникнуть в суть содержания пьесы, увидеть характеры героев и изображаемые события как бы изнутри. Я думаю, что комедия понравилась и запомнилась вам, так как изображённая в ней жизнь имеет определённый отзвук в настоящем. До сих пор пьесу Грибоедова все читают с неослабевающим интересом. 2) домашнее задание: Написать рецензию на увиденный спектакль и выступления учащихся. | |
| |
Просмотров: 6031 | Загрузок: 6 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 2 | |||||||
|