Проектирование учебной ситуации с использованием цифровых образовательных технологий
20 Декабря 19, 09:13 | |
Фадеева Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска Проектирование учебной ситуации с использованием цифровых образовательных технологий Реализовать деятельностный подход к обучению русскому языку на уроках возможно с помощью проектирования учебной ситуации, которая является отдельной структурной единицей учебного процесса.
В рамках учебной ситуации ученики с помощью учителя определяют предмет исследования, совершают необходимые учебные действия, например, выстраивают схему, таблицу, график. При подготовке к урокам, проектируя учебную ситуацию, мы активно используем ЭФУ по русскому языку (электронную форму учебника), сервис для учителей «Классная работа» https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork, а также возможности Национального корпуса русского языка (ruscorpora.ru). Электронный учебник отличается от бумажного наличием мультимедийного образовательного контента, встроенной дополнительной информации и инструментария. Следовательно, расширяются возможности учителя по построению индивидуальных образовательных траекторий учащихся и дифференцированных учебных групп. На основе Национального корпуса русского языка может быть организована самостоятельная исследовательская работа учащихся на уроке. Педагогический эффект такой работы очевиден: задания «активного типа» требуют от учащихся гораздо большей работы мысли, оказываются более интересными и полезными. Приведем пример проектирования учебной ситуации по русскому языку в 5 классе. Учебная тема: Речевой этикет. Речевые формулы приветствия. Планируемые образовательные результаты: Предметные: познакомиться с терминами «речевой этикет», «этикетные слова», «речевая ситуация», учиться употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях; осознание русского языка как средства общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие. Решаемая учебная проблема: рассмотреть уместность употребления речевых формул приветствия в различных ситуациях общения. Приводим примеры заданий по учебнику Шмелёва А. Д., Флоренской Э. А., Габович Ф. Е. «Русский язык. 5 класс». Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, парная. Педагогическая технология: учебная ситуация с элементами исследовательской деятельности. 1. Работа в парах. Прослушайте диалоги; выпишите формулы речевого этикета, употреблённые в диалогах. Опишите участников диалогов. Чьё поведение вам кажется неправильным? Почему? Придумайте «правильный» диалог. 2. Групповая работа Обратившись к сайту «Национальный корпус русского языка», рассмотрите частоту употребления различных формул приветствия в русском языке. Какие приветствия можно отнести к устаревшим? Какие употребляются в современном русском языке наиболее часто? Зависит ли употребление речевой формулы от речевой ситуации? С помощью аудиоприложения ученики выполняют упражнение 133. После прослушивания аудиозаписи диалогов ребятам необходимо рассказать о каждой ситуации общения, указать формулы речевого этикета, употребленные в диалогах. Работая с упражнением 136, пятиклассники узнают о формулах приветствия из прошлого. Задание № 2 данного упражнения дает учителю возможность организовать групповую работу - проведение мини-исследований на основе текста упражнения. Сформулируем проблемный вопрос для учащихся: употребляются ли такие приветствия в наши дни, или они относятся к далёкому прошлом? Для проведения данного исследования предлагаем ребятам обращаться к Национальному корпусу русского языка ruscorpora.ru. Задание для детей (инструкция, как проводить исследование): 1. Обратитесь к сайту Национального корпуса русского языка ruscorpora.ru. 2. Пройдите по ссылке «поиск в корпусе». 3. Укажите нужное слово в поисковой строке. 4. Обратите внимание на количество найденных документов и распределение их по годам употребления. 5. Постройте график употребления слова. Сделайте выводы об употреблении данной формулы приветствия в определённый период времени. 6. Сопоставьте результаты своего исследования с результатами работы других групп учащихся. Речевые формулы для поиска: «Приветствую Вас», «Приветик», «Доброго здоровьица», «Свеженько тебе», «Море под коровой». Ученики в процессе диалога на уроке высказывают свое мнение о необходимости использования слов вежливости, записывают различные формулы речевого этикета, применяют формулы приветствия в соответствии с речевыми ситуациями. Список литературы: 1. Добрушина Н. Р. Что такое Национальный корпус русского языка и зачем он нужен школьному учителю. // Первое сентября. – 2006, № 7 2. Савчук С.О. Национальный корпус русского языка: перспективы использования в лингвистических исследованиях и в преподавании // Вестник Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы. № 2-3 Владивосток, 2011 С. 62-67 | |
| |
Просмотров: 478 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |