Классный час "Я и мир профессий"
09 Мая 13, 21:56 | |||
Порох Татьяна Викторовна, Лащинская Любовь Вадимовна педагоги-психологи ФГКОУ СПБКК МОРФ г. Санкт-Петербург «Я и МИР ПРОФЕССИЙ»Интегрированный классный час 10-11 класс (15-17 лет) психология и воспитание По данным социологического исследования 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и внутренним убеждением. Входе занятия кадеты знакомятся с алгоритмом профессионального самоопределения. СОДЕРЖАНИЕ Цель: познакомить старшеклассников с алгоритмом профессионального самоопределения. Разогрев Упражнение: «Все профессии важны, все профессии нужны!» Участники получают инструкцию: «На слайде представлены фотографии разные профессий. Ваша задача угадать, что это за профессии». Презентация темы Ведущий. По данным социологического исследования 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и внутренним убеждением. Составляющие зрелого выбора:
Давайте разберемся, какие же профориентационные задачи вам необходимо решить, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии. Прежде всего, необходимо составить личностный профессиональный план. При составлении профессионального плана следует определить главную цель: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать и оценить свои возможности, т.е. провести проверку своего "Я" в различных видах деятельности. Вам представлены широкие возможности попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей, уточнить и развить свои способности, используя занятия на уроках, кружках и факультативах. Подобный план можно назвать программой профессионального самовоспитания, где должны найти отражение вопросы, связанные с тем, как укреплять свое здоровье, каким учебным предметам следует уделить особое внимание, какую специальную литературу изучать, какие пройти дополнительные профессиональные пробы и т.д. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной задачи, цели могут возникать неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию; отсутствие материальных возможностей; переезд на другое место жительства и т.д. В подобных случаях рекомендуется воспользоваться запасным вариантом профессионального плана, настойчиво вести поиск наиболее благоприятных условий, постоянно возвращаться к реализации намеченной перспективы. Для того, чтобы ориентироваться в мире профессий познакомимся с основными понятиями. Профессия – это определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области. Пример: профессия специальность специализация ВРАЧ ХИРУРГ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ХИРУРГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) – это индивидуально-психологические качества и свойства личности, определяющие возможность успешной профессиональной деятельности. ПРОФЕССИОГРАММА – это подробное описание профессии, включающее: общие сведения о профессии, характеристику процесса труда, психологические требования профессии к человеку, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке, родственные профессии (специальности); пути получения профессии. Упражнение: «Профессиограмма» Инструкция: ознакомьтесь с профессиограммой и отметьте те профессионально-важные качества, которые по вашему мнению у вас развиты. Мир профессий классифицируется по предмету труда: техника, природа, человек, знак, художественный образ. И условиям труда – бытовой микроклимат, открытый воздух, необычные условия, повышенная моральная ответственность. Каждая профессия предъявляет определенные требования к развитию у человека профессионально-важных качеств. К которым относятся: способности (общие, специальные); социально-психологические характеристики личности (интересы, мотивы, ценности, отношения с окружающими и др.); знания и навыки. Упражнение: «Анкета». Инструкция: В колонках напротив каждого умения (способности) поставьте +, если это умение, по вашему мнению, является профессионально-значимой характеристикой представителя профессии указанной в анкете. В заключении подсчитайте итоговое число показателей для каждой профессии и сравните их. Профессиональный план схематично можно представить и в виде трех составляющих: "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО". «Хочу» - профессия интересна и привлекательна, «могу» - профессия доступна и посильна, «надо» - профессия имеет спрос на рынке труда. Задачи решаемые в данном варианте профессионального плана. Определи значимость каждого требования. Выясни, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать. Оцени свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. Подсчитай и проанализируй результаты. Подумай, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам. Проверь результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсуди свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. Ошибки допускаемые молодежью при выборе профессии. увлечение внешней или частной стороной профессии; выбор «за компанию» с друзьями; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; неумение разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.). Успешный профессиональный выбор Определи основные практические шаги к успеху. Итак, решение принято. Теперь важно определить, в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Рефлексия Подводится итог занятия. Участники отвечают на следующие вопросы: — Как вы себя сейчас чувствуете? — Что понравилось, что не понравилось? — Что нового для себя узнали? | |||
| |||
Просмотров: 5890 | Загрузок: 17 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 5 | |||
|