«Использование принципа интегрированного обучения на современном этапе на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП в школе I-II вида"
23 Марта 15, 19:43 | |
Кудрявцева Надежда Алексеевна, учитель-дефектолог ОГКОУ школа-интернат I-II вида Костромской области «Использование принципа интегрированного обучения на современном этапе на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия (РСВ) и формированию произношения (ФП)в школе для детей с нарушением слуха» Для сурдопедагогов развитие слухового восприятия и формированию произношения, дефектология, сурдопедагогика О проблеме интегрированного обучения детей с особыми потребностями; Психолого-педагогические и социальные особенности развития детей с нарушением слуха; Осуществление интегрированного подхода в обучении детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. План I Введение. II Проблема интегрированного обучения детей с особыми потребностями. III Психолого-педагогические и социальные особенности развития детей с нарушением слуха. IV Обобщение опыта работы педагога по теме: «Использование принципа интегрированного обучения на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП». V Заключение VI Список литературы. VII Приложения. I ВВЕДЕНИЕ Педагог ставит своей целью исследование принципа интегрированного обучения, определения его актуальности, целей, задач, содержания, форм и методов. Исследование проблемы принципа интегрированного обучения сурдопедагогической наукой является актуальной в настоящее время. Этот интерес обусловлен специфическими целями и задачами, которые призваны выполнять специальные коррекционные школы для детей с нарушением слуха. Различные аспекты проблемы интегри¬рованного обучения детей с особыми об¬разовательными потребностями уже около 15 лет являлись предметом научных иссле¬дований Института коррекционной педа¬гогики РАО, носивших преимущественно инициативный и опережающий характер, поскольку в образовательной политике государства эта проблема не имела отчет¬ливых очертаний и рассматривалась как одна из стихийных и достаточно аморфных тенденций. В последние 2-3 года ситуация существенно изменилась: государством сформулирован заказ на всестороннюю разработку данной проблемной области педагогической практики, поскольку стала очевидной необратимость этой тенденции и появилась потребность придать процес¬сам интеграции системный и упорядочен¬ный характер (21 – с.3). Поэтому Институтом коррекционной педагогики в 2007 году Институтом коррекционной педагогики РАО был осуществлен научно-педагогический проект, главной задачей которого являлось предоставление специалистам, работающим как в системе специального, так и массового образования, возможности получить в свое распоряжение целостную, систематизированную информационную базу, содержащую ответы на любые вопросы, связанные с задачами интегрированного обучения. В качестве основного результата выполнения этого проекта следует назвать разработку оригинального мультимедийного пособия «Детский сад и школа для всех». (21-с.4) В « Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением слуха» ИКП РАО ведется масштабное исследование, направленное на разработку новой модели структурирования содержания обучения в младших классах школы для глухих детей. Его особенностью является проведение интегрированных уроков по трем циклам. (5-с.18) «Немало Российских школ для глухих детей стремятся включиться в экспериментальную работу, что является свидетельством привлекательности для практических работников, идей нового исследования»(5 – с.18). В их число вошла и наша Костромская школа – интернат, в которой, на протяжении последних четырёх лет, педагогом Гусевой И.Н. проводился научно-педагогический эксперимент по данной теме. На протяжении нескольких лет я также работаю над исследованием и внедрением в педагогическую практику принципа интегрированного обучения на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. II Проблема интегрированного обучения детей с особыми потребностями. В конце XX в. произошли изменения парадигмы образования де¬тей с ограниченными возможностями. Вместо концепции "социальной полезности", определяющей образовательно-воспитательную работу с детьми-инвалидами с конца XIX и до конца ХХв., внедряется концепция "человеческого достоинства" детей с ограниченными возможностями, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализа¬ции (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, 1995 г.). (2- с.504) Интеграционные процессы, которые охватывают политическую, экономическую, правовую и другие стороны жизни современного общества находят отражение и в образовательном процессе. Прежде всего, следует установить дефиниции понятия интеграция, в первом его значении – это «восстановление», «дополнение», и во втором – «объединение большого количества отдельных лиц или групп в социальное единство» (1. с. 170). В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия «интеграция» и «интегрированное обучение». Под интеграцией понимается включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизне-деятельности, освоение ими экономики, культуры, науки и образования. На протяжении многих десятилетий учеными разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей-инвали-дов в общество: формируется система специального образования с его содержанием, формами и методами. Интегрированное обучение понимается двояко: 1. Как совместное обучение детей инвалидов и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде. Интегрированное обучение является одним из условий интеграции. Ученые предлагают разные формы интеграции. Организационные формы интегрированного обучения: 1) Обучение в обычных классах общеобразовательной школы. 2) Обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности. 3) Обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу. 4)Полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения. 2.Как педагогическая система, ориентированная на формирование системного виденья мира и использующая свои особые формы и методы обучения. В России в настоящее время более интенсивно разрабатываются вопросы ин¬тегрированного обучения, как педагогической системы. Накоплен боль¬шой материал по проведению интегрированных уроков (чтение+разви¬тие речи, естествознание+чтение+развитие речи, история+литерату¬ра + ИЗО и др.). Такая форма проведения учебного процесса позволяет сформировать у учащихся целостное видение мира, системность теоре¬тических знаний. Подобная форма дает возможность применять и не¬стандартные методы, виды деятельности, формы уроков: урок-инсценировка, урок — практичес¬кой деятельности, киноурок, урок-экскурсия и др. Таким образом, для российской науки и практики проблема интег-рированного обучения не нова, но актуальна и требует тщательного ис-следования условий его внедрения (организационных, материально-тех-нических, педагогических и методических). III Психолого-педагогические и социальные особенности развития детей с нарушением слуха. 1) Медико-психологический аспект проблемы В процессе многолетней практики речевой работы со слабослышащими и глухими детьми педагогам не¬редко приходится иметь дело с детьми, испытываю¬щими значительные трудности в обучении. Клинико-психологическое обследование детей этой категории позволяет предположить в ряде случаев наличие сложной структуры дефекта, не ограниченной лишь нарушением слухового восприятия вследствие пора-жения периферической части слухового анализатора. Психологические характеристики детей свидетельст¬вуют о замедленном развитии структурно-функцио¬нальной организации мозга, а также о наличии у них ряда признаков, отражающих дисфункцию высших корковых функций, в первую очередь, связанных с левым полушарием. 2)Педагогические проблемы При разработке методов коррекции отклонений в речевом развитии у детей с нарушением слуха надо учитывать следующие особенности этой группы детей; • Деформированная и обедненная речевая практика. • Несформированность общелогических действий и приемов. • Несовершенство самоконтроля. • Недоразвитие речи обусловливает снижение воз¬можностей активного самостоятельного познания и формирования его мотивов. • Трудности коммуникации обусловливают появление проблем социологизации. 3)Психологические проблемы Достижение высшей формы понятийного мышле¬ния невозможно без формирования наглядного мыш¬ления детей дошкольного и младшего школьного воз¬раста в единстве с развитием их словесной самос¬тоятельной речи. У глухих речь совсем не развивается без специаль¬ного обучения, у слабослышащих речь развивается со значительным своеобразием. Недоразвитие речи вы¬зывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и поня¬тийного. Только в старшем школьном возрасте у глухих де¬тей начинает формироваться абстрактно-понятийное мышление. Наиболее трудной оказывает¬ся логическая переработка текста, построение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в ре¬чевой форме. 4)Проблемы социализации Одной из важнейших закономерностей аномального развития является возникновение вторичных и тре¬тичных нарушений, вызванных первичным дефектом. Это формирует затруднения, связанные со взаимоот-ношениями со средой, в которой живет ребенок. У всех категорий детей с недостатками слуха страдает общение и прежде всего речевое, разные стороны их коммуникативной деятельности. Образное постижение мира затрудняет выражение отношений в логически упорядоченной форме в виде вербальных навыков. Это ограничивает социальные взаимоотношения, не обеспечивает анализ причинно-следственных отношений и, как следствие, однознач¬ное взаимопонимание между людьми. (14) Теория Л.С. Выготского «О сложной структуре дефекта». Данные нейрофизиологического обследования детей со сниженным слухом и с проблемами в обучении речи тесно перекликаются с теорией известного русского психолога Л.С. Выготского «О сложной структуре дефекта». (1) Дефект слуха имеет сложную структуру на нескольких уровнях. Предшествующий уровень определяет последующий. 1. Дефект на физическом уровне заключается собственно в заболевании, связанном с нарушением слуха в той или иной степени (глухота, тугоухость). Физический дефект определяет также и особенности протекания психических процессов у человека с нарушением слуха, также как восприятие, внимание, память. 2. Речевой уровень. Дефект на речевом уровне заключается в отсутствии речи или в ее недоразвитии (дефектах) на всех этапах речевого развития. У глухих речь совсем не развивается без специаль¬ного обучения, у слабослышащих речь развивается со значительным своеобразием. Своеобразие в развитии речи у слабослышащих детей проявляется не только в трудностях понимания устной речи и недостатках произношения, но и в овладении словарным составом и грамматическим строем речи, в развитии самостоя¬тельной речи. Отчетливо выявляется связь со време¬нем наступления дефекта. 3.Уровень мышления. Отсутствие или несформированность речи влекут за собой еще более тяжелые последствия. Недоразвитие речи вызывает отставание и особенности в формировании мышления, особенно словесно-логического и понятийного. У людей с нарушением слуха, не получивших специального обучения и речевого развития, преобладают – наглядно - образный и наглядно - действенный тип мышления. У детей с нарушением слуха не развиты или слабо развиты мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и мыслительные категории: суждения, умозаключения. 4.Социальный уровень. Дефекты вышеупомянутых уровней могут в значительной мере повлиять на развитие личности в целом – привычек, поведенческих характеристик, морально – нравственных устоев, усложнить процесс становления личности, ее самосознания в социальном плане, процесс установления межличностных отношений в социуме, а в конечном итоге интеграцию в общество и социализацию личности. Задача коррекционной школы заключается в устранении (коррекции) дефекта и его последствий на всех уровнях. Коррекция дефекта, имеющего такую сложную структуру, является очень трудной задачей. Необходим комплексный подход к ее решению. Одним из главных путей решения этой проблемы является использование принципа интегрированного обучения в школе для детей с нарушением слуха. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП), являясь одним из главных предметов коррекционной школы, призваны, в первую очередь, решать эту важную задачу. IV Обобщение опыта работы педагога по теме: «Использование принципа интегрированного обучения на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП». Осуществление интегрированного подхода в обучении детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП Само понятие интеграция предполагает объединение всех компенсаторных возможностей организма, всех методов, форм и видов работы – всех усилий, направленных на коррекцию дефекта на всех уровня. На первом уровне проявления физического дефекта (отсутствие или нарушение слуха) принцип интегрированного обучения предполагает объединение всех компенсаторных возможностей человеческого организма и их использование. Для этого необходимо максимальное использование всех анализаторов в процессе обучения и воспитания 1) Слух Остаточный слух учащегося должен постоянно тренироваться и использоваться в процессе обучения. Слуховая тренировка включает в себя большие вариативные возможности: а. По способу восприятия она может проводиться • На слухо–зрительной основе. стационарные • На слух с использованием ЗУА индивидуальные без ЗУА (на голое ухо). б. По принципу учета звуко-аккустических характеристик. • Звуки речевого диапазона (речь) • Неречевые звуки (шумы, чистые тоны, звуки окружающего мира: пение птиц, шум ветра, плеск воды и т.д.) • Звуки музыкальных инструментов. в) По источнику звучания • Человеческий голос • Магнитофонная пленка • Грамм пластинка Аудио источники • Аудио диск • Радио • Телефон • Видеодиск, кассета. Аудио – видео источники • TV • Компьютер в. По принципу учета оптимального расстояния восприятия (L в метрах). г. По принципу учета различного уровня громкости звука, речи. • Громкий • Средний • Тихий • Шепотная речь д. По принципу учета латентности. • Долгое звучание • Краткое звучание е. По принципу учета высоты звука. 2. Зрение. Зрительный анализатор играет самую главную компенсаторную роль в процессе обучения глухих детей, поэтому так важно правильно и эффективно его использовать. Чтобы активизировать компенсаторную роль зрения необходимо использовать все источники информации, доступные зрительному восприятию. К ним относятся: • Учебная литература. • Художественная литература • Справочная литература (словари, каталоги, энциклопедии) • Таблицы • Периодическая печать (газеты, журналы). • Карты (исторические, географические) • Иллюстративный материал • Живопись • Скульптура • Предметная наглядность • Видео материалы ТV • Мультимедийные интернет материалы 3. Осязание 4. Обоняние 5. Вкус 6. Тактильно-вибрационнные ощущения Все эти анализаторы также помогают более точному, дифференцированному восприятию окружающей среды неслышащим человеком. Использование всех анализаторов способствует развитию психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, речи; улучшает когнитивные возможности глухих; развивает их эмоционально-волевую сферу. Использование принципа интегрированного обучения в работе над развитием речи детей с нарушением слуха. Развитие речи детей – это самая важная проблема коррекционных школ для детей с нарушением слуха. Слышащие дети обучаются языку в практической деятельности, а в школе уже на основе сформированного речевого общения. Глухие дети приходят в школу без речи. Существует единый подход к речевому развитию детей с нарушением слуха. Обучение языку по принципу формирования речевого общения (фонетика, лексика, грамматика, синтаксис, орфоэпия). В условиях речевого общения дети изучают словесную речь, в условиях организованной деятельности проходит процесс обучения языку. В настоящее время в Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением слуха в ИКП РАО продолжается исследование, направленное на разработку новой модели структурирования содержания обучения в специальной школе (5-с.18) В ходе данного исследования была разработана «новая модель организации и управления учебным процессом, базирующаяся на обобщенном содержании обучения» (5-с.19). Основной формой обучения был представлен интегрированный урок. Требования к интегрированным урокам в школе для глухих детей 1. Принцип коммуникации. 2. Изучение интегрированных предметов. 3. Связь с наглядно-практической деятельностью. 4. Использование технических средств обучения в ходе наглядно- практической деятельности. 5. Создание потребности в речевом общении. 6. Создание речевой среды (организатором речевой среды является педагог). 1.Принцип коммуникации. Воспитание развитие личности глухого ребенка неразрывно связано с речевым развитием Обучение языку по принципу формирования речевого общения (С.А.Зыков) остается действующей системой обучения глухих школьников (5-с.20). 2.Изучение интегрированных предметов. Интеграция речевого материала предполагает орга¬низацию межпредметных связей между учебными предметами, темами, разделами учебной программы. Например, РСВ и ма¬тематика, РСВ и развитие речи, РСВ и чтение и т. д. Актуальность этой проблемы достаточно велика, т.к. в силу особенностей, физических ограниченных возможностей восприятия речи у этих учащихся, существуют и особенности развития их психических, психологических процессов, внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы, а также речевого развития. Знания, полученные на одном предмете, часто не переносятся на другие предметы и практическую деятельность. Именно поэтому так важно установить взаимосвязи и использование этих связей в их вербальном выражении во всех сферах обучения и жизнедеятельности этих детей. Свою работу я веду по нескольким направлениям: 1).Изучение и анализ учебных программ по различным предметам школьного цикла. Изучаю содержательную сторону учебных программ, их тематику и речевую составляющую сторону. Стараюсь использовать общепедагогические принципы, заложенные в построении этих программ принципы: систематичности, последовательности, сознательности, активности, прочности и доступности знаний и использование индивидуального подхода. 2).Изучение и анализ учебных программ по РСВ. Стараюсь выявить межпредметные связи между программами по учебным предметам и программами по РСВ, с учетом того, что на занятиях по РСВ для восприятия берется речевой материал, с которым учащиеся уже знакомы. Эта работа требует большого творческого подхода. В программах по РСВ заложены основные требования (стандарты) образования и основные принципы обучения РСВ. Однако, как показывает практика, школы не имеют полного комплекта литературы. Снабжение школ учебниками, программами методическими пособиями требует пристального внимания всех заинтересованных сторон. (4-с.33) 3).Составление авторских программ по РСВ После перехода школы-интерната на полное среднее образование возникла потребность в составлении программ по РСВ для 12,13 классов слабослышащих. Педагогом были разработаны авторские программы для этих классов, а также для 11 класса глухих, т.к. прежние программы, более не соответствовали требованию времени ни по своей тематике, ни по содержанию речевого материала. ( Программы и дидактический материал к ним смотрите в приложении). Программы составлены по шести разделам и в каждом из них заложены принципы последовательности, систематичности, учета межпредметных связей, которые я и стараюсь выявить и использовать в работе. Составной частью программ по РСВ является речевой материал, связанный с изучением предметов школьного цикла таких как: -Природоведенье, который включен в темы: 1. Погода 2. Времена года 3. Каникулы 4. Отдых 5. Здоровье 6. Спорт и т.д. История – этот материал находит отражение в темах: 1. Наша Родина (исторические даты, события) 2. Праздники 3. День Защитников Отечества 4. День Победы 5.ЖЗЛ 6.Государство и право. География, темы 1. Наша Родина (географический аспект) 2. Урок географии 3. Путешествия и открытия 4. Экскурсии по достопримечательным местам 5. Моя «малая Родина» Русский язык и литература – раздел включает темы: 1.Биографии и творчество писателей 2.Работа над поэтическими произведениями 3.Лексические, грамматические, стилистические нормы языка 4.Ритмико-интонационная структура речи 5.Эмоционально-выразительная сторона речи 6.Устное народное творчество Художественно-эстетическое образование включает темы: 1. Живопись. Творчество художников. 2. Народные промыслы и ремесла 3. Музеи. 4. Искусство скульптуры 5. Жанры искусства Социально-бытовая деятельность- содержит темы: 1. Трудовая деятельность 2. Учреждения сферы быта 3. Социальные отношения (Культура поведения, нормы и правила) 4. СМИ Осуществление межпредметных связей помогает развитию ассоциативного мышления, облегчает перенос знаний, полученных на одном уроке, на другой предмет; делает слово, речь, мысль единым универсальным знанием, средством общения, способом мышления и познания окружающего мира. Все это в итоге способствует коррекции дефекта на социальном уровне. Руководствуясь идеей интегрированного подхода к обучению, педагог имеет возможность свободно определять содержание каждого урока. Работа над темой обязательно включает несколько видов наглядно-практической деятельности. 3.Использование наглядно-практической деятельности. Ведущими принципом обучения речи глухих детей является принцип обучения речи в процессе деятельности. Деятельностный принцип повсеместно используется на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. Это выражается в следующих формах и видах деятельности: • Выполнение заданий и поручений (это форма работы особенно тесно связана с изучением речевого материала по темам «Учебная деятельность», «Дежурство», «Календарь погоды», «Времена года» и др.). • Работа с конструктивной картиной. • Работа с аппликацией. • Работа с макетом. • Работа с фланелеграфом. Эти формы деятельности чаще используются в начальном и среднем звене. В старших классах преобладают формы работы, тесно связанные с изучением общеобразовательных предметов. Педагог широко использует своей практике такие виды деятельности как: • Работа с книгой. • Работа со стендом. • Работа с картой. • Работа со схемой. • Работа с планом. • Тестирование. • Работа с гербарием. • Работа с макетами и коллекциями. • Работа со словарями и другой справочной литературой (таблицы, схемы) • Использование компьютерных технологий Все эти виды работ предполагают осуществление деятельностного принципа в процессе обучения речи. В связи с использованием деятельностного подхода к обучению, очень важным становится правильный подбор наглядного дидактического материала и технических средств обучения. 5.Использование ТСО На индивидуальных занятиях по РСВ и ФП предоставляются богатые возможности для использования технических средств обучения (использование аудио и видео аппаратуры, магнитофонов, электрофонов, радио, телефона, телевизионных учебных программ). В последнее время большое внимание уделяется использованию информационных технологий в обучении произношению и развитию речевого слуха учащихся. Создаются программы, предполагающие использование компьютеров в процессе обучения. Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении, не является новой. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования. Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: 1.Научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, 2.Использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. Современная версия программы «Видимая речь» име¬ет чрезвычайно разветвленную структуру, широкий спектр возможностей, располагает целым рядом уникальных и принципиально новых для специалистов сервисных фун¬кций. Учитывая это, представляется целесообразным вна¬чале проанализировать функциональные возможности программы и только затем рассмотреть их в аспекте рабо¬ты сурдопедагога и логопеда над произносительной сто¬роной речи детей. Структура компьютерной программы Speech Viewer включает целый ряд блоков. По своему назначению блоки можно разделить на основные (упражнения) и вспомогатель¬ные (сервисные). К сервисным блокам относятся: «Регистрация и картоте¬ка»; «Заметки и отчеты»; «Статистические данные»; «Образ¬цы»; «Настройки и действия». Основной блок программы называется «Упражнения». Он включает тринадцать модулей: 1. «Звучание». 2. «Уровень громкости». 3. «Наличие голоса». 4. «Включение голоса». 5. «Продолжительность звучания». 6. «Диапазон голоса». 7. «Контроль высоты голоса». 8. «Точность воспроизведения фонемы». 9. «Цепочки фонем». 10. «Противопоставление двух фонем». 11. «Дифференциация четырех фонем». 12. «Высота и громкость». 13. «Спектр». Использование данной программы помогает в работе над речевым дыхание, голосом (всех его характеристик: силы, высоты, длительности, исключая тембр), в работе над постановкой звуков, установкой дефиниций между звуками и другими аспектами фонетической стороны речи. Проведенный анализ показал, что программа «Видимая речь» предоставляет дополнительную информацию об ос¬новных акустических компонентах речи за счет их визуали¬зации в режиме реального, а также - отсроченного време¬ни. Используемые в процессе визуализации образы являются доступными даже для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. (8) Сфера применения программы достаточно широка и ох¬ватывает все стороны работы над произношением. Кроме того, информационные технологии с успехом можно применять в области развития представления о мире, получения нужной информации в разных сферах жизнедеятельности. (9-с.61) Педагог использует компьютерные технологии на занятиях по РСВ в форме проведения компьютерных презентаций, слайд-шоу, текстовых презентаций. В последние годы принципиально новым, привлекательным и эффективным является использование интерактивных средств: интерактивных плакатов, компьютерных презентаций с добавлением множества эффектов, присвоением объектам различных интерактивных действий, вставкой звука и видео клипов. Это позволяет сделать компьютерную презентацию более эффектной и наглядной. 1) Большое значение придается отбору методов работы. Приоритетными являются те из них, которые способствуют развитию детей, интенсификации и активизации учебного процесса. Путями активизации учебного процесса является: 5.Использование нетрадиционных форм уроков. Этот вид работы на индивидуальных и групповых занятиях по РСВ и ФП дает большие возможности в процессе осуществления интегрированного обучения. Нетрадиционные уроки занимают значительное место не только в начальной школе, но и в среднем и старшем звене обучения. Педагог стремиться использовать возможности нетрадиционных форм занятий по РСВ и ФП. Цели, решаемые на нетрадиционных уроках. 1. Обобщение знаний по предметам, развитие интеллекта. 2. Совершенствование коллективных форм работы, поддержание интереса к изучаемому на уроках. 3. Воспитание самостоятельности. Виды нетрадиционных занятий по РСВ и ФП: • Занятие – игра («Кто хочет стать эрудитом» 10 класс, тема «Защитники Отечества»). • Занятие – драматизация (Драматизация русской народной сказки «Каша из топора» 7 класс, стихотворения-сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»). • Занятие – викторина (Викторина пословиц. Спортивная викторина. Викторина «Здоровым будешь – все добудешь). • Занятие – праздник («Гимн женщине», Новогодний праздник). • Занятие – загадка. • Занятие – экскурсия, путешествие (Заочная экскурсия в картинную галерею, музей ИЗО, заочная экскурсия по городу. Компьютерная презентация «Три незабываемых дня в моей жизни». В старших класса использую несколько иные виды нетрадиционных занятий: • Разыгрывание ролей. • Занятие – деловая игра («Мы и наш семейный бюджет»). • Занятие – устный журнал «Никто не забыт – ничто не забыто».»). • Занятие – анализ конкретной ситуации. • Занятие – литературно-музыкальная композиция («Жизнь и творчество С. Есенина» ( Смотри приложение) • Занятие – тестирование «Какое впечатление ты оставишь себе о школе». (Смотри приложение) • Занятие – смотр знаний. К активизирующим формам и видам занятий по РСВ и ФП можно отнести 1. Использование произведений мировой художественной культуры, репродукций картин, иллюстративного материала, фотоальбомов, книг по МХК, видеоматериалов, слайдов, диапозитивов, фильмов. Эту форму занятия я всегда использую при изучении тем об искусстве. Примером могут служить темы «И.И. Шишкин – мастер русского пейзажа», «А.М. Опекушин» и др. 2.К одной из наиболее важных форм занятий по РСВ и ФП можно отнести занятия с привлечением музыкальных произведений с опорой на сохранный слух учащихся. Работа над музыкальными произведениями ведется по следующим направлениям: • Слушанье музыкальных произведений. (Занятие «Песня, как жанр устного народного творчества» Смотри приложение). • Разучивание и пение музыкальных произведений. • Игра на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон, бубен, маракасы, ложки и др.). Использование этих видов работы на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП тесно связано с принципом развития творческих начал в процессе обучения по всем учебным предметам. 6.Создание потребности в речевом общении Важно отметить, что кроме специального обучения детей речи большое внимание уделяется организации речевой среды. Педагоги пользуются в общении с детьми и между собой в их присутствии естественной речью. Постепенно словесная речь становится средством общения. Большую роль в организации речевой среды следует отвести внеклассной работе, т.к. учащиеся большое количество времени проводят во внеурочных видах деятельности(работа кружков, секций, разговорно-бытовой словарь). Во внеурочной работе я обращаю большое внимание на установление контактов с воспитателями классов: во время работы над речевыми темами, проведения общешкольных праздников и речевых отчетов. Используемый в них речевой материал обязательно включается педагогом в отработку на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. (работа кружков, секций, разговорно-бытовой словарь). Учащиеся , с которыми я работаю, принимают активное участие во всех общешкольных мероприятиях, праздниках, концертах, таких как «Новый год», «Масленица», Праздниках, посвящённых Дню рождения школы, торжественным датам, конкурсах чтецов. В последние годы в школе появились новые интересные виды работы : проектная деятельность, конкурс жестовой песни «Две звезды», которые также требуют участия и работы учителя-дефектолога. Динамика развития слухового восприятия учащихся и внятности речи На основании анализа ежегодного слухо-речевого обследования учащихся, проводящегося в конце каждого учебного года выявилось стабильная положительная динамика улучшения произносительной стороны речи учащихся и развития их слухового восприятия словесной речи (см Портфолио, с.4). Я считаю, что данные положительные результаты достигнуты в результате использования инновационных методов и форм работы и внедрения педагогом в практику принципа интегрированного обучения по РСВ и ФП. Заключение. Таким образом из всего сказанного можно сделать вывод: что интегрированный подход к обучению является важным и перспективным направлением в педагогической практике. Он признан одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования. Костромская школа-интернат является экспериментальной площадкой по внедрению интегрированного подхода к обучению детей с нарушением слуха. Я в том числе в качестве учителя-дефектолога последние несколько лет участвую в разработке и исследовании данной проблемы. На основании анализа ежегодного слухо-речевого обследования учащихся, проводящегося в конце каждого учебного года выявилась стабильная положительная динамика улучшения произносительной стороны речи учащихся и развития их слухового восприятия словесной речи (см Портфолио, с.4). Я считаю, что данные положительные результаты достигнуты в результате использования инновационных методов и форм работы и внедрения педагогом в практику принципа интегрированного обучения по РСВ и ФП. Значимость анализа результатов исследования и внедрения в практику принципа интегрированного обучения обусловливают необходимость дальнейшего обстоятельного исследования и развития этой темы. Общий итог, проведённого исследования проявляется не только в том, что школьники успешно овладевают предложенным содержанием обучения, которое по объёму шире типовых программ школ I-II вида. Более существенный вывод заключается в том, что происходят изменения в личности школьника: у ребят формируется речевое поведение. Они легче вступают в контакт с окружающимися, могут приобретать знания, используя разные источники информации, и применять знания в разных учебных и жизненных ситуациях. Практическим результатом работы явились разработанные педагогом р новые программы по РСВ для старших классов школ глухих и слабослышащих. Методическое обеспечение данных программ представлено в виде приложенного учебно-дидактического материала. | |
| |
Просмотров: 3907 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|