Что стоит за необъяснимыми детскими проступками?
Две девочки десяти лет, две подружки из обеспеченных семей, попрошайничают на улице, выпрашивают десять копеек, покупают в овощном магазине два соленых помидора и идут счастливые оттого, что страх быть пойманными и стыд просить – позади.
Компания шестиклассников – каждый в отдельности предельно честен – забрасывает камнями проходящую мимо электричку, а когда электричка останавливается и разъяренный машинист бежит к подросткам, они не думают скрываться. Стоят гурьбой и нагло смотрят в глаза машинисту: «Иди отсюда, дядя».
Что они, не знают, что так поступать нельзя, бессовестно, стыдно? Знают, конечно! Или они такие безвольные, что не могут удержаться? Нет, конечно. Но влечет их непреодолимое, необъяснимое желание испытать страх и стыд, пройти через нравственные приключения, пусть и опасные для жизни и чести. И ничего с этим не поделаешь, так было, так будет.
Счастье, если кто-то не попался, остался неразоблаченным – пережитого страха и стыда порой хватает на всю жизнь.
Несчастье, если поймали на дурном, да еще попал в руки безжалостных людей, не умеющих и не желающих простить. Но что делать, ведь сознательно шли на риск, а риск не может быть игрушечным.
Януш Корчак писал: «Мой принцип – пусть дитя грешит. Потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость».
Каждый раз, когда ребенок совершает нечто, с нашей точки зрения, кошмарное, подумаем: а что это было? Испытание смелости или механическое следование за толпой? Дурная привычка или тяжелый порок?
Проступок-испытание, если уж ребенок попался, стоит осудить, а может быть, и наказать ребенка – полезно приучать держать ответ за свои действия.
Если же перед нами не проступок честного человека, а порок слабовольного ребенка, то наказывать и стыдить нелепо, ибо порок надо лечить, как болезнь, и почти всегда какой-то переменой обстоятельств или усилением надзора. А лучше всего – верой в ребенка, терпением.
Не надо фиксировать внимание на пороках. Справедливое сочувствие ребенку – лучшее лекарство против любого порока.
Только искусственными, так называемыми педагогическими мерами совесть и стыд не пробудишь.

Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001623
Категория: Знаменитые педагоги | Добавил: Nat21 (01 Сентября 10) | Автор: Симон Соловейчик
Просмотров: 3635 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 pryzrak   (07 Января 11 22:37) [Материал]
При чем тут педагог. Если эта школа то там все работают за деньги и им главное пробубнить свои часы. И вообще система образования была измененна до не узнаваемости, ввели абсолютно не прижившую систему ЕГЭ, а образование стало тупа системной. Всю жизнь на руси воспитание занимались родители, и бабушки. Теперь же родители весь день на работе, бабушки с утра до вечера смотрят свои долбаные сериалы. Ребенок остается один на один со своими проблемами, а улица предоставляет хоть какое то общения, и способ разрешить возникшие вопросы.

2 nadezhda   (17 Ноября 10 09:57) [Материал]
"...Потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость" на мой взгляд, когда сам переживешь все колебание, не поспишь одну-две ночи в муках совести, только тогда поймешь... Другой вопрос если саму себе все прощать, тут все педагогические приемы просто слова и только(( sad НЕ ДОСТУЧАТЬСЯ!!!!!

1 Vite   (17 Ноября 10 08:30) [Материал]
Вынужден с вами не согласиться по поводу того, что совесть и стыд педагогическими мерами не пробудишь. Хороший педагог всегда заметит у ребенка тот переходный период, когда он хочет всё испробовать. Возможно, нужно занять ребенка важным делом, попросить родителей вести контроль над ребёнком. Можно рассказать или показать пример такого поведения у его сверстников, о последствиях такого поведения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]