Новый учебный год – новые учебные предметы
Важно, чтобы первые занятия стали открытием. Открытием школьных наук

    В сентябре педагоги дают совершенно особенные уроки. Не?просто знакомятся с новыми учениками, а открывают детям новые в их жизни науки – химию, географию... Будут ли ученики работать с интересом, с удовольствием или сразу заскучают, испугаются? Каждый учитель по-своему организует встречу класса с новым учебным предметом. А чужой опыт может помочь в?следующем году провести такие «вводные уроки» еще?интереснее.

Незнакомое в знакомом

Дети приходят изучать новый предмет с некоторым опытом, житейскими представлениями о данной области знаний. Им кажется, что этого вполне достаточно.
На первом уроке учитель химии Нина Румянцева стремится показать ученикам, чем же ее наука отличается и от бытовой мудрости, и от других, уже знакомых наук. К примеру, от физики. Обе науки изучают свойства предметов, их взаимодействия. В чем же разница? Новый предмет необходимо аккуратно «встроить» в имеющийся у ребенка образ мира.
В любом школьном кабинете, от суперсовременного до архаичного, мел всегда под рукой. Если сломать кусочек, это физический или химический процесс? А если свечку зажечь? Тут еще сложнее, свечка не так однородна, она состоит из парафина и фитиля. Открытие урока: всякое горение – это химия. Сгорая, вещество не исчезает. Оно превращается во что-то иное.
Разобравшись с физическими и химическими процессами, класс пытается классифицировать все, что может взаимодействовать друг с другом. Самое очевидное – есть «чистые» вещества, а есть смеси. Простые привычные предметы, о которых вроде бы все знаешь, превратились вдруг в загадочных незнакомцев. То, что воспринималось как сложная структура, на самом деле оказалось простым веществом (пластик, стекло, даже ржавчина), а вполне бытовые предметы (туалетное мыло, столовая ложка) – многокомпонентными смесями. Теперь самое время предложить описать свойства «подручных» веществ. Кто-то вглядывается в собственную сережку, кто-то – в старый гвоздик.
В качестве задания к следующему уроку – найти дома как можно больше веществ и смесей. Кухня, ванная станут пространством исследования. Внимательным ученикам, сумевшим обнаружить дома самые редкие вещества (пусть их не так мало в природе – зато их не нашли одноклассники), полагаются призы. На память о первых научных открытиях.

Фундаментальные представления

Причиной многих учебных неудач у детей становится отсутствие правильных представлений о фундаментальных теоретических понятиях. К примеру, о веществе. Есть плохо осознаваемый житейский образ: большинство малышей, как показывает опыт, считают материю, вещество своего рода «сундучком», в котором спрятаны разные частички, свойства. Они «освобождаются» из сундука, если нагреть предмет (дрова станут углями и золой), растворить его. Есть и строчки учебника об атомарном строении, к примеру. Учебник кое-как заучивается, но формальное знание никак не изменяет глубоко сидящего в ученике предубеждения. Этот внутренний образ, невысказанный, непроясненный, мешает понимать суть изучаемых впоследствии процессов, формул. И тут уже добросовестной зубрежкой не обойдешься.
Ирина Мещанинова, преподаватель химии, на первом уроке даже не опыт проводит – по-домашнему добавляет в раствор соды капельку лимонного сока, кислоты. Видны поднимающиеся пузырьки. Теперь ребята пробуют нарисовать увиденное, заменяя использованные вещества любыми придуманными символами. Казалось бы, что тут сложного: заполнили на первой картинке стакан кружочками и квадратиками (вода и сода), потом туда же добавили треугольники (кислота), сверху звездочки?– пузырьки. Единицам приходит в голову идея, что пузырьки, газ, из чего-то должны были получиться, значит, не могут в стакане остаться в неизменном виде сода и кислота. Иначе откуда газ появился? Из чего? С трудом в ходе коллективного «мозгового штурма» идея «сундучка» сменяется образом конструктора Лего (тоже не слишком точно, но уже годится как рабочая модель), детальки которого переставляются разными способами – и случаются интересные превращения: два порошка в воде становятся газом. А что в стакане остается? Теперь уже почти всем ясно – чистая вода. Но никому и в голову не приходит, что догадку нужно проверить. И так легко это сделать в данном случае?– достаточно лизнуть капельку! Но сама идея проверки кажется странной.
Очевидное не нуждается в доказательствах. Это в жизни, уточняет педагог. В науке всякая гипотеза должна быть проверена.
Главное на таком уроке не эксперимент. Сколько их можно было бы придумать, зрелищных, удивительных. Важно сразу начать формировать основы научного мышления. Потом будет время познакомить класс с общепринятыми символами элементов, с формулами. Но лишь после того, как с первых же занятий дети почувствуют недостаточность, неточность имеющихся у них представлений и захотят разобраться, как же все устроено на самом деле.

Верные помощники

Новый предмет – это новые пособия, не только книжки, похожие на привычные учебники математики или русского. Это еще и разные атласы, рабочие тетради, карты. Зачем все они нужны? Как ими пользоваться? Учитель истории Татьяна Максимова на первом уроке предлагает пятиклассникам сформировать исследовательские группы, каждая из которых получает особое задание и свой объект изучения. Один коллектив займется описанием структуры учебника. Второй постарается определить, чем историческая карта отличается от географической, какую информацию она предлагает. Кто-то выясняет, зачем раскрашивать бледные страницы контурной карты. Кто-то стремится увидеть разницу между хрестоматиями по литературе и по истории.
Отдельная компания старается найти в кабинете дополнительные источники информации, способные помочь постижению исторических тайн.
История – наука, требующая внимательного прочтения множества книг. Оказывается, это может быть увлекательным занятием, ведущим к открытиям.
Домашнее задание – рассказать родителям о полезных книжках. Теперь стандартная просьба приобрести необходимые рабочие тетради обретет смысл для всей семьи. Мамы и папы станут не просто спонсорами, но помощниками, соучастниками образовательного процесса.

Неожиданная осведомленность

Новое, неизведанное часто пугает. Задача первых уроков, которые проводят преподаватели французского языка Елена Острожникова и Юлия Ковалева,?– показать ученикам, что незнакомый им язык они на самом деле уже знают, только не догадываются об этом.
Малышам, еще не выучившим ни одной иностранной буквы, предлагается сразу заняться переводом. Педагоги называют, конечно, особые слова, заимствованные, с общими узнаваемыми корнями (жираф, класс), но с чисто французским «прононсом». Дети кричат то же самое по-русски. Сразу и лексику, и фонетику осваивают.
Потом выясняется, что в классе сплошь знатоки французской литературы: все читали и про Золушку, и про Кота в сапогах и со Спящей красавицей знакомы – как всякий образованный французский ребенок. Да и вообще столько общего между нашими странами. И цвета флага одинаковые, хоть и в другом порядке, и в обеих столицах возвышаются знаменитые башни (Эйфелева и Останкинская), куда можно сходить на экскурсию, если повезет. Значит, французский учить стоит, и ничего непосильного здесь нет.

Путешествие по островам

Систематическое изучение предмета позволяет ребятам соединить имеющуюся у них разрозненную информацию в нечто целое, сформировать собственную мировоззренческую концепцию.
На первом уроке биологии ученики Татьяны Раменских отправляются в путешествие по островам. На каждом острове ребятам, соединившимся в команды, предстоит выполнить задания капитанов (их роли исполняют старшеклассники – знатоки «живой науки»), чтобы получить право плыть дальше.
К примеру, требуется разместить изображения животных и растений на карте родной области. Правильный ответ подскажут учебники, таблицы. Но трудно сразу понять, что влияет на выбор живым существом места жительства, почему одни виды неразлучны друг с другом, а другие никогда не встречаются по соседству. На следующем острове придется классифицировать изображения природных объектов. Пока достаточно предложить любое разумное основание. Однако существуют и культурные классификации. Какие? Чем отличается личное изобретение от научной теории?
Загадки ботанических и зоологических терминов, представление о полезности и опасности растений, животных. Все это ребята постепенно узнают по мере изучения нового предмета, который будет восприниматься уже не как очередная непосильная нагрузка, а как возможность найти ответы на свои вопросы.

Может пригодиться

Многие педагоги первые уроки стараются провести празднично. Ребята уходят довольные, возбужденные. К сожалению, их?радость длится недолго. Вместо веселых соревнований – сухие параграфы учебника, сложные формулы, необходимость учить наизусть, тренироваться. Вместо смешных призов – оценки за?контрольные, большие домашние задания. Обманутые ожидания оборачиваются разочарованием, которое порой переносится на предмет, на учителя. Возможно, ребята должны понять сразу, что попали в кабинет, где принято серьезно трудиться. И работа эта – интересная, хотя и непростая.
Экскурсия по кабинету
Встреча с новым предметом, как правило, сопровождается для ребят знакомством с новым кабинетом: биологии, физики, химии, географии… Приходится сразу объяснять ученикам правила техники безопасности. Запреты, строгие ограничения, предупреждения.
А что, собственно, прячется в шкафах, к которым даже подходить нельзя? И зачем нужны всякие стеклянные и металлические трубочки, колбочки, пружинки и приборы со стрелочками? Если на самых первых уроках позволить ученикам разобраться с назначением таинственных устройств, дать возможность поэкспериментировать, собрать-разобрать, достать с полки и снова расставить по местам – праздное любопытство уступит место разумной осторожности и деловитости.

Дерево знаний

Освоение нового предмета начинается не на пустом месте. Ребята уже чему-то научились, что-то узнали – с другими учителями на других уроках. Новый педагог может помочь ученикам почувствовать прочность имеющегося фундамента. Для этого на первом уроке коллективными усилиями вычерчивается дерево знаний. Корни его – имеющийся у детей опыт, необходимый для изучения конкретной науки (знакомство с арифметическими действиями, способами решения уравнений…). Ветви – темы, которые предстоит освоить. Их названия подскажут параграфы новенького учебника, развешанные по стенам кабинета наглядные пособия. В конце года к рисунку можно будет вернуться, чтобы понять, выполнены ли намеченные планы, куда двигаться дальше.
Категория: Методический кабинет | Добавил: nadezhda (04 Октября 11) | Автор: Людмила Печатникова W
Просмотров: 4194 | Комментарии: 2 | Теги: Образование, новый учебный год, первый урок, новые науки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Jutta   (13 Октября 11 16:13) [Материал]
Очень часто, получая учебники по новому для них предмету, дети с интересом листают их, предчувствуя нечто новое, чудесное, удивительное. Задача педагогов и родителей, прежде всего, заключается в том, чтобы не погасить этот интерес в зародыше, а, напротив, всячески его поддерживать. Именно для этих целей хорошо подходят нетрадиционные уроки, описанные в статье.

1 Leila_   (12 Октября 11 18:01) [Материал]
К сожалению не все учителя способны, могут или хотят тратить уйму энергии на преподавание. Можно понять и учителей, они тоже люди. У них тоже есть проблемы в семье, с мужем и детьми, финансовые трудности. Все это накладывает отпечаток на преподавание и взаимоотношения с учениками. Вот только тогда можно было бы ждать того же от врачей, механиков и других важных работников. Конечно, не смотря ни на что учитель должен выполнять свой долг перед учеником, как врач перед больным. Во-первых, я считаю, что нельзя называть школьников начиная с 5 класса детьми. У детей такого возраста уже есть мышление, свое мнение, они уже способны переживать эмоции. Поэтому преподаватель не должен вести себя как бог на горе Олимп. В материале, который он преподносит нужно использовать максимально простые слова, может даже на уровне игры. Не зря у школьников бывают любимые учителя и предметы, причем у всех разные. Если говорить о химии, мой учитель совершенно не был заинтересован в обучении. Она за весь урок могла ни разу не встать с места, т.е. весь урок складывался из самостоятельного изучения параграфа. Стоит ли говорить, что все мои одноклассники ненавидели химию, потому что не понимали. Совсем другая картина была на уроке физики и математики. Урок проводился динамично с использованием всех материалов и опытов по теме. Имея по химии стабильную тройку я училась на отлично по математике и физике. Конечно не может быть игра всегда, но в момент объяснения темы нужно сделать все чтобы донести до ученика знания. И, не сомневайтесь, он отплатит вам знаниями и любовью к вам как к учителю.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]