САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
«Именно труд и труд не всегда интересный,
 но всегда осмысленный и полезный,
есть величайший двигатель умственного и
 нравственного развития человека и человечества»
К.Д. Ушинский

Изменения социальной и образовательной ситуации в нашей стране вызвали необходимость поиска надежных и эффективных способов учебно-воспитательной деятельности. Мы согласны с мнением академика A.M. Новикова, что «Во главу угла ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «преподаватель впереди студента» должна поменяться на позицию «студент впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять в его са­мостоятельной деятельности и т.д.»Современный социум предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, обеспечение возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности. Задача образования состоит в том, чтобы научить его успешно учиться всю жизнь! Выделяют четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующих их учебным возможностям: копирующие действия; репродуктивная деятельность; продуктивная деятельность;самостоятельная деятельность.В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельной работы:1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль педагога в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы.2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию.3. Эвристические — формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Ученик сам определяет пути решения задачи и находит их.4. Творческие — являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности учащихся. И сегодня актуальны слова К. Д. Ушинского, уделявшего большое внимание развитию самостоятельности учащихся: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание или способности самостоятельно ... приобретать новые познания. Эта способность... должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средства извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий... Обладая такой умственной силой, ...человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения.В Бендерском политехническом филиале  особое внимание уделяется научно-методической организации, направленной на обеспечение самостоятельной работы студентов, формирующей умения и навыки профессиональной деятельности. Преподавание математики осуществляется по программам, соответствующим государственным образовательным стандартам и общей педагогической концепции техникума.Наблюдения, анкетирование, эксперимент, изучение результатов деятельности студентов показал: для студентов с высоким и средним уровнем обучаемости более продуктивно гибкое управление их самостоятельной работой (когда формы организации самостоятельной работы преподавателем заранее не планируются, студенты самостоятельно определяют тему и вопросы семинарского занятия, сами определяют формы контроля), для студентов с низким уровнем обучаемости, которым необходим постоянный текущий контроль, более результативно жесткое управление (когда преподаватель дает студентам конкретные задания преимущественно к следующему уроку, указывает литературу, формы и сроки контроля). В условиях классно-урочной системы возможности глубокого управления самостоятельной работой ограничены. Поэтому необходимо активнее внедрять в учебный процесс лекционно-семинарскую систему, а отдельных студентов с высоким уровнем обучаемости и владеющих навыками самостоятельной работы переводить на индивидуальный план обучения. Одна из значимых задач подготовки студентов — воспитание навыков самостоятельной работы. Это один из главных резервов повышения качества подготовки специалистов. Система самостоятельной работы студентов — это:а)         текущая работа над материалом учебной дисциплины (конспектирование лекций, работа с учебником, конспектирование первоисточников, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, контрольным работам и семинарам);б)        выполнение семестровых домашних заданий (написание рефератов, подготовка спец. вопросов, самостоятельное изучение по учебнику разделов, входящих в программу, но не излагающихся лекционно);в)         выполнение курсовых работ.Первый вид деятельности призван обеспечить постоянную подготовку к аудиторным занятиям, второй — сосредоточить внимание на наиболее трудных разделах, дать студенту возможность глубоко осмыслить полученные знания, третий — развить способности их трансформировать и комплексно использовать на практике. Методике самостоятельной работы мы начинаем учить на первом году обучения — в ходе бесед, консультаций ведущих преподавателей, учим записывать и обрабатывать лекции, конспектировать статьи из научных и научно-методических журналов, работать с учебником. Обучение проводим на практических занятиях, используем систему вопросников, направляющих самостоятельную работу студентов, проверку конспектов. Своеобразной подготовительной работой являются планы к занятиям, в которых формулируются вопросы, уточняются отдельные положения. Такие планы выдаются студентам заранее.Большое внимание уделяем отбору материала для самостоятельной работы. Для самостоятельного изучения предлагаются вопросы либо информационного характера, либо проблемного для последующего обсуждения на семинарских занятиях. Эффективность самостоятельной работы зависит от характера заданий. Больший эффект достигается в том случае, когда студенту интересно выполнять задание. Студент заинтересованно выполняет самостоятельную работу, когда чувствует ее практическую ценность. Профессиональная направленность в организации самостоятельной работы просматривается, во-первых, в подборе заданий по школьным учебникам, во-вторых, в заданиях, которые формируют навык работы со справочной литературой. И, наконец, большие возможности творческой работы таят в себе спецкурсы.На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод, что приобретенные студентами навыки при выполнении самостоятельной работы помогут им быстрее адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволят им повышать свой про­фессиональный уровень, самосовершенствоваться, саморазвиваться, и зажгут, по словам К.Д. Ушинского, «в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»

Преподаватель кафедры Общематематических иестественнонаучных дисциплинБПФ ПГУ им. Т.Г.Шевченко
Лаврова Л.С.

Категория: Методический кабинет | Добавил: nadezhda (17 Июля 09) | Автор: Лаврова Л.С.
Просмотров: 7863 | Комментарии: 2 | Теги: преподаватель вуза, Самостоятельная работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Temenos   (15 Января 11 10:24) [Материал]
В современных условиях образования не надо давать студенту «готовый продукт». Необходимо научить его учится, ставить перед студентом творческие проблемные задания, которые он должен разрешить самостоятельно.

1 LOKI_89   (27 Января 10 10:34) [Материал]
Студенты это что то среднее между школьником и взрослым человеком.Их уже мало контролируют родители
и родительский комитет у них уроки проходят уже в другой обстоновке и основная их цель как специалистов это выполнение практических работ, рефератов. Что и развивает в них творческий подход к делу.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]