Лариса Петровна хмурится

Mолодая учительница Лариса Петровна, старательно делая серьезное лицо, входит в класс. Звонок уже прозвенел, а дети все еще продолжают доставать учебники, переговариваться. "Что же делать? Позвать завуча?" - Лариса Петровна решает действовать самостоятельно. Она выбирает самого шумного ученика, Васю, который все еще стоит посреди класса, и делает ему замечание. Тот оправдывается, что урок еще не начался, что шумел не один он. Класс с интересом следит за "дуэлью". Учительница требует дневник, а ученик упирается. Время идет. В конце концов Лариса Петровна получает дневник, записывает замечание. В результате Вася обиженно замолкает, а порядка в классе по-прежнему нет: кто-то шуршит, кто-то катает по столу ручку, несколько ребят вполголоса обсуждают конфликт. Лариса Петровна беспомощно смотрит по сторонам, понимая, что самое сильное средство уже использовано.

Проанализируем позицию учительницы. Будучи человеком новым, она плохо знает класс. Ребята же учатся вместе не один год, у них уже сложилась своя система отношений. Чтобы грамотно руководить коллективом, тем более детским, нужно представлять хотя бы его общую структуру. Для этого вполне достаточно посидеть на уроке или понаблюдать за детьми на перемене. Если в школе работает психолог, то он может построить социометрическую картину предпочтений в общении. Если же психолога нет, понаблюдайте: к кому чаще обращаются дети? Кто самый общительный среди них? К кому они никогда не подходят и не обращаются? Кто старается привлечь внимание окружающих, а кто спокойно относится к своему положению? Отдельно отметьте, можно ли считать класс дружным, есть ли в нем лидер. Обогатившись этими сведениями, вы сможете более тонко оценить причины нарушения дисциплины в классе и выбрать меры воздействия.

Лариса Петровна старалась изображать "строгую" учительницу, полагая, что это лучший способ создания дисциплины. Но продуманная система организационных требований к ученикам - средство куда более эффективное. Действительно, требования одного учителя порой очень отличаются от требований другого, и дети часто их не выполняют только по незнанию.

Нужно четко "расписать" основные этапы урока: подготовку, приветствие учителя, порядок устного и письменного ответов, запись домашнего задания. Главное - последовательность и понятность требований, по возможности, лишенных нравоучений.

Хорошее подспорье - помощь самих учеников при проверке готовности к уроку или правильности выполнения классной работы. При этом ребята смогут проявить инициативу, получат опыт организаторской работы, попробуют себя в роли "учителя".

Плохой дисциплиной часто отличаются неуспевающие ученики. Если ребенок мало что понимает на уроке, то он старается сорвать его. Как вы понимаете, это совсем другая ситуация, которая требует дополнительных занятий или перевода ребенка в класс коррекции.

Еще одна распространенная причина плохой дисциплины - частая смена учителей. Нужно понимать, что редко кому удается сразу же "завоевать" класс. Должно пройти определенное время для того, чтобы дети хотя бы привыкли к педагогу, к его особенностям - например к громкому голосу. И только после этого отношения с классом становятся прочными, а результаты учебы - предсказуемыми.

Что касается нашей Ларисы Петровны, то здесь есть еще одна проблема - выбор "лица". Молодые учителя стараются "держать себя" перед учениками, поэтому избегают улыбаться, напускают строгость, часто делают замечания. Под таким подчинением школьным стереотипам скрывается неуверенность новичка в своих силах, незнание своих выигрышных сторон. "А вдруг они будут смеяться? А если они опять не будут слушаться?" - волнуются начинающие педагоги. "А если Вася теперь из принципа будет стоять весь урок?" Нужно научиться доверять ученику, попробовать пойти ему навстречу, побеседовать с ним. Самое главное - не делать скоропалительных выводов, не приписывать плохих мотивов поступкам ребенка. Даже если ученик весь урок простоит или просидит под партой, как случилось на уроке у одной учительницы, ничего страшного не произойдет. Дети, в отличие от взрослых, меняются каждый день, и в наших силах построить отношения с ними в доброжелательном ключе.

Я могу точно сказать: если молодой учитель почувствует, что только от него зависит, как пройдет урок и как сложатся его отношения с детьми, то скоро он вырастет в опытного педагога. И приобретет тот загадочный авторитет, который позволяет одним взглядом наводить порядок в классе.

 

Категория: О дисциплине | Добавил: nadezhda (09 Июля 08) | Автор: Надежда E
Просмотров: 5749 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 vadegnkz   (29 Августа 08 05:34) [Материал]
Есть старый способ, с помощью которого можно угомонить любой класс. Когда я только пришел на работу в специнтернат (проработал там уже 11 лет), мне приходилось его применять поначалу. И очень хорошо помогало! Просто попросите следить за дисциплиной самого авторитетного мальчишку в классе. И все - ваши проблемы решатся. Ну уж а найти с ним общий язык я думаю вы сможете.

2 senselessguy77   (26 Августа 08 10:52) [Материал]
Полезная статья, и родителям почитать не повредит. У нас в семье несколько человек работает преподавателями. Могу сказать, что разобранный выше, вдумчивый подход приносит больше положительных результатов, чем просто давление на учеников своей властью и авторитетом.

1 jasmine   (22 Августа 08 20:44) [Материал]
Хорошие советы приведены в этой статье. Что-то я знала, что-то уже успела применить на практике, а какие-то моменты придется взять на заметку. Я преподаю не у школьников, а у студентов, дисциплину еще можно сделать, а вот уважение заслужить надо суметь. Мне первое время тоже было тяжело, не хотели студенты всерьез меня воспринимать. Я поняла, что в каждой группе надо найти свой подход. Строгостью точно не возьмешь.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]