Жизнь так
устроена, что детям порой приходится менять место жительства и вследствие этого
учебное заведение по независящим от них причинам. Некоторым школьникам довольно
сложно адаптироваться к новым условиям и заводить новых друзей. В этом им
должен помочь классный руководитель, родители и учащиеся того класса, где они
будут продолжать свое обучение. Когда в класс
приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую
очередь для самого новичка. "Мученик" проходит через несколько фаз
адаптации: сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль,
затем находятся один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную
функцию, далее формируется общее коллективное мнение о новом ученике. В
результате новенький либо становится изгоем, либо "вливается" в общую
тусовку. Многое зависит от личностных качеств пришедшего, его
коммуникабельности, а также от помощи классного руководителя в данной ситуации.
Как известно, коллектив, сплотившийся за несколько лет совместного обучения, не
сразу примет в себя "инородное тело". Сначала новенькому придется
несладко – ведь он попал в совершенно неизведанную и не изученную им среду, не
представляя, что от кого ожидать. Тут возможно несколько развитий сюжета: либо
ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой
вороны", либо с самых первых дней старается стать "своим в
доску", либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило,
сложнее всего. И в той, и в другой, и в третьей ситуации вмешательство
классного руководителя необходимо. В любом случае
новому человеку сложно адаптироваться в незнакомом коллективе, даже если он
избрал для себя бравадное поведение в качестве защитной реакции. Роль классного
руководителя в этом случае – провести беседы: индивидуальную – с новичком и
групповую – с классом. В разговоре с новеньким стоит рассказать о системе
работы, о досуговой деятельности ребят, о порядках школьного процесса и кратко
дать характеристику класса. Заранее следует предупредить, что взаимоотношения в
коллективе не идеальные, поэтому при возникновении каких-либо проблем всегда
можно обратиться к вам за советом. Причем классный руководитель гарантирует
неразглашение такой беседы. Необходимо
нацелить новенького на плодотворную учебу, дружелюбие и коммуникабельность
по отношению к будущим "коллегам" по учебе, а также сделать акцент на
том, что любая ситуация всегда разрешима! Классу же
стоит представить новичка, сказать о нем несколько хороших слов, попросить всех
его "любить и жаловать". Затем желательно понаблюдать со стороны, как
развиваются взаимоотношения между учениками, постараться вовремя пресечь
"дедовщину". Есть очень
хороший тренинг, который можно провести с ребятами после занятий. Много времени
он не занимает. Все ученики
берут стулья и садятся в круг, в т. ч. и вновь пришедший, который в нескольких
словах рассказывает о себе, свою биографию и историю, как он попал в эту школу.
Буквально несколько слов. Затем по кругу каждый из учеников называет свое имя и
говорит ему слова поддержки. Причем повторяться категорически запрещается. В
данной ситуации необходимо проследить, чтобы каждый говорил максимально
искренне, ирония – недопустима. После этого новичку все пожимают руку, как бы
принимая его в свои ряды. На следующий день новенькому будет немного легче
ориентироваться и привыкать к новым условиям. Скорее всего,
первое время новенький не будет проявлять особой активности, и стоит дать ему
возможность акклиматизироваться перед тем, как вовлекать в работу на уроках. Требуется
проследить, чтобы новый ученик не стал "белой вороной", для этого
необходимо не только наблюдение за данным объектом, но и разъяснительная беседа
с классом, если есть предпосылки к этому. Так же стоит помнить, что совместная
деятельность способствует сплочению коллектива, в т. ч. и такая, как совместная
уборка класса после уроков. Новенького
желательно расспросить о его интересах, досуговой деятельности, стремлениях, о
"любимых" и "нелюбимых" школьных предметах. Можно
использовать анкетирование всего класса с целью определения интересов и
увлечений каждого ученика. Затем сравнить полученные результаты с анкетой
новичка и выявить учеников, разделяющих увлечения вновь прибывшего. Таким
образом, можно способствовать более близкому знакомству и дружбе на основе
общих интересов отдельных учеников. Анкета должна
включать в себя не более десяти-пятнадцати вопросов, чтобы отвечать на них было
не утомительно. Можно поделить анкету на две части: одну озаглавить
"Свободное время", а другую – "Учебное время". Для первой
части характерны будут такие вопросы, как:
А во второй
части – вопросы такого плана:
Также на
основе результатов анкетирования можно сопоставить интересы новичка и остальных
учеников и организовать мероприятие. Например, это может быть поход в кино или
музей. Желательно, чтобы новенький ориентировался в выбранной теме мероприятия
(например, если он увлекается живописью, можно сводить весь класс в Пушкинский
музей). Чувствуя себя "в своей стихии" новый ученик может рассказать
остальным что-нибудь интересное о той или иной картине или скульптуре (сам или
по просьбе классного руководителя). Таким образом, этим ребенком заинтересуется
если и не весь класс, то хотя бы отдельная группа ребят. Беседа с
родителями новичка отнюдь не помешает, даже если его внедрение в коллектив
проходит вполне успешно. Родители должны рассказать, как учился ребенок в
предыдущей школе, были ли у него проблемы в общении со сверстниками, какие у
него интересы и т. п. По статистике
статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, тут
многое зависит от адаптационных качеств человека. Бывает, что сам ученик не
желает сближаться с коллективом и держится особняком. В этом случае ему,
возможно, необходима консультация психолога, чтобы выявить причину такого
поведения, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи.
Психолог может провести тестирование ребенка с использованием разнообразных
рисуночных методик: "Дом, дерево, человек", "Несуществующее
животное", "Триптих", "Моя семья" и др. Получается,
что один человек легко привыкает к новым условиям, а другой – нет. Существует
мнение, что чем меньше ребенок, тем легче ему адаптироваться. Хотя это бывает
не совсем так. Всегда и везде, практически в любом классе обязательно найдется
свой "вышибала", которому может не прийтись по душе "новый член
общества". В таком случае следует особо побеседовать с лидерами класса,
попросить взглянуть на себя глазами новичка, дать им задание ввести его в курс
дела и "подтянуть" по школьной программе. Как правило, младшие
школьники способны быстро сменить гнев на милость и взять вновь прибывшего под
свою "опеку". Активное
привлечение к сотрудничеству всего класса, родителей ученика и психолога смогут
ускорить адаптацию новичка в классе и способствовать раскрытию его способностей
и потенциала. | |
| |
Просмотров: 5749 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|