Какие типы мышления необходимо развивать в школе?
С ответом на этот вопрос сегодня связывается возможность качественного прорыва в образовании

    Компетентностный подход уже давно разрабатывается в?мировом образовании. Существуют различные модели ключевых компетенций, известны методики, с помощью которых можно формировать конкретные компетенции. И теперь, по мнению экспертов, пришло время выхода на качественно иной уровень осмысления и применения этого подхода. Прорыв в этой области связывается с поиском ответа на вопрос: в чем, в каких психологических феноменах и механизмах состоят базовые основания ключевых компетенций? И хотя эти проблемы еще мало исследованы, некоторые предварительные ответы уже есть, в том числе и у российских экспертов. Рассказывает директор социально-педагогического комплекса «БРИЗ», основатель образовательного бюро «Солинг» Михаил КОЖАРИНОВ.

От логики к метафорам – и обратно

Вначале хотелось бы обратить внимание на то, что применение различных компетенций сопряжено с включением разных типов мышления: аналитического, абстрактно-логического, образного, рефлексивного, системного, прогностического и других. При этом в сложных видах деятельности конкретные мыслительные процессы, как правило, протекают в определенной последовательности. Попробуем показать это на примере. Если мы присмотримся к биографиям известных ученых, мы увидим, что к этим людям совершенно неприменимо деление на «физиков» и «лириков». Например, Лейбниц занимался математикой и экономикой. Блез Паскаль известен как математик, физик и теолог. И это не случайно. Дело в том, что талантливый ученый «врывается» в ту реальность, для описания которой еще нет языковых средств. Здесь человек сталкивается с необходимостью создавать новые понятия. И значит, у него должно быть хорошо развитое образное мышление. Ведь для создания новых понятий человеку надо работать с образами, а затем переводить образную речь на язык математики. То есть должен совершиться переход от «гуманитарного» мышления к «точному».
А теперь возьмем пример из другой области – из практики работы редактора, оценивающего авторские тексты с точки зрения их пригодности к публикации. Конечно, во многих случаях довольно легко понять: хороший это текст или плохой. Но предположим, возникли сомнения. Тогда можно попробовать вариант с комбинированием разных типов мышления: вначале прочитать текст, настроившись на общее впечатление от содержания, а затем перечитать тот же материал с максимальным включением рефлексивного, оценочного мышления. То есть задавая к отдельным абзацам (а иногда и фразам) вопросы: насколько этот тезис интересен и важен? Требует ли эта мысль дальнейшего развертывания и развития?..

Ресурсные эмоции

Второй важный момент. На практике конкретная деятельность предполагает, что человек пребывает в определенном ресурсном состоянии (так в психологии называют эмоциональные состояния, позволяющие увеличить количество доступных эффективных вариантов поведения; ресурсными эмоциями в определенных ситуациях могут стать уверенность, авантюризм, интерес…). Например, чтобы оратор смог «зажечь» людей, ему самому необходимо находиться в состоянии высокого эмоционального накала. Когда мы участвуем в мозговом штурме, на стадии выработки идей нам важно войти в состояние спонтанности, поскольку на этой фазе главное – дать волю фантазии. Это уже другое ресурсное состояние. А в процессе бухгалтерских подсчетов, напротив, необходима максимальная концентрация и полная сосредоточенность. Это еще одно ресурсное состояние.
Очевидно, что определенное ресурсное состояние аккумулирует в себе один либо несколько разных типов мышления.

«Определитель» для табурета

Итак, существуют разные типы мышления и разные ресурсные состояния, которые проявляются в определенных видах деятельности в различных сочетаниях. Что это означает для педагогической практики?
Сразу оговоримся, что вопрос, какие именно типы мышления и ресурсные состояния коррелируют с конкретными компетентностями, еще практически не исследован. Но некоторые предварительные заключения можно сделать уже сегодня.
Пожалуй, самое главное из них состоит в следующем: чем сложнее и динамичнее становится социальная жизнь, тем важнее научить детей включать и комбинировать разные типы мышления, а также работать с собственными ресурсными состояниями, переходить из одного состояния в другое. Каким образом это можно делать?
Существует много методик, позволяющих решать такие задачи. Возьмем, к примеру, естественно-научный тип мышления. Как известно, естественные науки прошли в своем развитии несколько этапов. Вначале наука была описательной: ученые составляли определители, выделяя свойства, которые позволяют описать те или иные объекты. И только на следующем этапе наука добралась до закономерностей. Произошло это в процессе анализа классификаций: ученые стали размышлять над тем, почему в такой-то группе оказались, например, такие-то растения. При этом строились различные гипотезы, некоторые из которых в последующем стали общепризнанными закономерностями.
В школе «Перспектива» мы с детьми «проходим» все эти ключевые этапы. Педагоги рассказывают, что у каждого объекта есть свои свойства, которые его характеризуют, и предлагают потренироваться в описании свойств различных предметов. Ребятам даются специальные задания, скажем, составить определители всех вещей, на которых можно сидеть: стула, кресла, табурета. При этом можно дать этим объектам фантастические названия. Если по описанию ученика учитель поймет, о чем идет речь, задание выполнено правильно. На следующей стадии мы работаем с классификациями. Здесь педагогу важно показать, что классификация зависит от основания, на которое ориентирован исследователь. Если мы возьмем другое основание – у нас получится новая классификация. Вот так постепенно мы доходим до этапа формулирования гипотез и поиска способов их проверки на практике.

Чему можно научиться у древних египтян?

Допустим теперь, что нам надо работать с системным мышлением. Для этой работы необходим специальный язык, позволяющий описывать различные системы. В нашей школе мы вводим особое понятие «равновесная система». То есть рассматриваем систему как множество взаимосвязанных объектов, находящихся в определенном устойчивом состоянии. Внутри этого множества можно выделить подмножество и проанализировать взаимосвязи на этом более низком уровне. А можно подняться на уровень выше и увидеть, что эта система является частью другого, значительно более масштабного системного образования.
Например, мы можем говорить о том, как организм человека поддерживает себя в состоянии определенного равновесия, целостности. Если перейти на более низкий уровень, то можно рассмотреть с этой точки зрения клетку. Спустившись еще ниже, мы окажемся на «химическом» уровне отдельных молекул. Если же подняться на уровень выше – мы попадаем в область обществознания, где отдельные люди образуют различные социальные институты и общество в целом.
Специальная работа по развитию образного мышления может проводиться на уроках литературы и других гуманитарных дисциплин. У нас в школе, например, учительница литературы объясняла детям, что искусство прежде всего передает определенное настроение. И когда ребята начинали знакомиться с новым литературным текстом, педагог акцентировал их внимание на вопросе, какое душевное состояние возникает во время чтения и какими художественными средствами оно создается.
Далее. Обратившись к истории, мы можем увидеть, что на определенных этапах исторического развития в разных областях жизни доминировали различные типы мышления. Легко понять, например, что в Древнем Египте не было естественно-научного мышления. А какое было? Оказывается, в задачнике древних египтян задания начинаются не с условия, не со слов «дано», а словами «делай так…». Там считали, что ученик получает новые знания, когда он просто повторяет действия учителя (мастера). Это так называемый практический тип мышления. А еще у древних египтян было развито метафорическое мышление, преимущественно ассоциативно-образное. Например, жители Древнего Египта рассуждали о солнце так: «Утром жук-скарабей Хепри катит по небу восходящее солнце. В полдень бог Ра – солнце в зените – парит в небе соколом …»
Вообще умение красиво строить свою речь, украшая ее яркими метафорами, высоко ценилось в древних цивилизациях. Известна, например, легенда о красноречивом крестьянине, который сумел так обратиться к высокопоставленному египетскому чиновнику, что его сразу выделили из общей массы. Он получил должность при этом чиновнике, а впоследствии был допущен к фараону, что считалось тогда большой честью. Почему бы не предложить ученикам: «Ребята, попробуйте придумать «обращение к фараону» в стиле лучших древнеегипетских текстов»?

В качестве лидера и трибуна

Для развития потенциала ресурсных состояний очень хорошо подходит методика ролевых игр. По сути, ролевая игра – это и есть способ освоения определенных ресурсных состояний. В ролевой игре ребята могут попробовать себя практически в любом качестве, например, в качестве лидера, который ведет за собой, или исследователя, изучающего какой-то сложный феномен. Можно также организовать игровые ситуации, предполагающие переход из одной роли в другую. Такие переходы возможно организовывать и на уроках, например, включая в урок игровые ситуации либо используя особые методики: мозговой штурм, шесть шляп мышления и другие.

«Физическое» шоу

Разумеется, если развитием разных типов мышления заниматься всерьез, то желательно, чтобы эта работа велась не эпизодически на отдельных уроках (хотя и эти усилия не пропадут даром), а системно.
Поставив такую цель, администрация школы должна собрать педагогический коллектив для совместного обсуждения: в чем сильны отдельные педагоги, что они могут развивать на своих занятиях и во внеурочной работе. Вероятно, некоторым учителям желательно скооперироваться для развития определенного типа мышления на разных предметах. Результатом такого обсуждения может стать специальная образовательная программа, в которую непременно надо включить форматы работы, предполагающие комбинирование и синтез различных типов мышления. Это могут быть те же ролевые игры, имитационные игры, проектная работа, постановка спектаклей, подготовка команды класса к выступлению на школьном КВН. Если, скажем, кто-то из ребят занимает режиссерскую позицию в подготовке спектакля по литературному произведению, он должен проявить способность успешно действовать во многих областях. Во-первых, ему необходимо осмыслить сюжет произведения. Во-вторых, понять, как освещение и другие театральные средства могут создать определенное настроение. В-третьих, поскольку режиссеру приходится ставить задачи актерам, он должен суметь найти подход к людям с разным характером и темпераментом. Или возьмем более простой случай, когда ученик готовит публичную демонстрацию какого-то физического явления. Эта работа тоже требует синтеза разных типов мышления и ресурсных состояний, поскольку надо сделать так, чтобы в опыте отразился физический эффект и в то же время чтобы в демонстрации были элементы шоу, чтобы она привлекала внимание зрителей.
Обобщая, можно сказать, что, погружаясь в деятельность, требующую проявления разных типов мышления, дети неизбежно начинают эти типы комбинировать и овладевать комплексным, синтетическим мышлением. А если в завершение подобных игр и проектов проводить специальную рефлексию, дети будут использовать свои мыслительные способности более осознанно.
Категория: Общие гуманитарные и социально экономические | Добавил: nadezhda (09 Октября 11) | Автор: Анатолий Витковский W
Просмотров: 6590 | Комментарии: 3 | Теги: педагогика, типы мышления | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 stogy   (13 Октября 11 07:54) [Материал]
Необходимо развивать в детях критический тип мышления, это поможет им в будущей жизни расставлять приоритеты и оценить себя.

2 РоманБ   (11 Октября 11 09:24) [Материал]
Как бы все эти, безусловно, интересные идеи при их реализации не привели к тому, что образование превратится у нас в некое шоу одного актера, в роли которого будет учитель, которому нужно будет соединить в себе прекрасного оратора и физика-экспериментатора. Это я, конечно, утрирую, но при современных программах обучения учителя должны поддерживать интенсивный темп обучения

1 rafaela09   (10 Октября 11 16:09) [Материал]
Согласна с автором полностью, что применение компетенций (как предметных, так и ключевых) предполагает работу одновременно различных типов мышления. Соответственно развивать нужно одновременно все типы мышления. Но особое внимание педагоги, да и родители должны уделять формированию и развитию ключевых компетенций, ведь если они сформированы, то ученик добьётся высоких достижений в любой области. Развитие же узконаправленно какой то одной предметной компетенции (соответственно одного - двух типов мышления) приведут к формированию односторонне развитой личности, низкой коммуникабельности и.д. Развивать нужно в комплексе, систематически, по всем направлениям.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]