Психологическая служба в условиях личностно – ориентированного образования
В докладе международной комиссии по образованию XXI веке, представленном ЮНЕСКО, сказано, что образовательный идеал XXI радикально отличается от классического идеала, основанного на энциклопедических знаниях. Новый образовательный идеал основан на четырёх принципах.
- учиться познавать;
- учиться делать;
- учиться жить вместе;
- учиться жить.

Исходя из этого на современном этапе особое место отводится вниманию к внутреннему миру человека, его самобытным особенностям, его духовной свободе.

Свобода начинает выступать в качестве приоритетной ценности социального развития. Свобода в этом случае означает специфический механизм личностного развития, формирования человека как личность способного сделать выбор, быть ответственным за свой выбор и свою собственную жизнь.

Таким образом сущность Л.О.О.*  заключается в специфической индивидуальной деятельности педагога и всего количества по проектированию учебной деятельности и её практической организации. Л.О.О. в первую очередь ориентированы на тип психологического развития студента (любого, каждого), с учётами его личных потребностей и возможности.

Отсюда следуют основные принципы личностно – ориентированной педагогики:
1) Все люди разные.
2) Самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.
3) Имей своё мнение, но учитывай и мнения других.
4) Каждая личность уникальна и неповторима.
5) Живи своею головой, но действуй в соответствии с интересами всех.
6) Каждый человек прекрасен в своём личностном потенциале.
7) Нельзя осуждать человека, но нужно осудить его поступок.

В центре внимания личностно – ориентированной технологии воспитания должна стать уникальная ценностная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Содержание урока определяется изучаемым материалом и выбранным способом его подачи , который реализуется с помощью методических приёмов и которые в значительной степени связаны с психологическим аспектом .

Под психологическим аспектом понимается :
-функционирование психологических процессов ( восприятие , запоминание , мышление ) в речевой деятельности студента :
-межличностные отношения группы студентов и преподавателя и атмосфера их общения .
Начинающему педагогу может показаться , что ведущим является методический аспект и по этому стремится познать все «секреты» мастерства . Освоив технологию преподавания он неизбежно сталкивается с не менее важной стороной урока – его психологическим компонентом .Часто именно этот компонентом оказывается ведущим а эмоциональный тон урока определяет результат обучения .
Часто в разговоре со старшекурсниками можно услышать , что молодые педагоги не умеют слушать.
Цитирую: "она на несколько лет нас старше, ещё ничего не достигла, а разговаривает с высока, кричит. Более старшие педагоги выслушивают нас. А для молодых преподавателей мы выскочки и наглецы."
Преподаватель обязан понять, что без учёта психологического аспекта самые эффективные методы и приёмы не дают желаемых результатов. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимальный результат не достигается, если не учтены взаимоотношения между студентами в группе, между студентами и преподавателями, а так же объектные условия, в которых проходит урок.

Посещая уроки преподавателей, постоянно ведёшь наблюдение не только за методикой преподавания, но и как относится преподаватель к учащимся, а отсюда и учащихся преподавателю. А настрой этой выражается и в том, как вышел педагог в кабинет, в каком настроении, как обратился в начале урока к учащихся, его такт, доброжелательность, его речь, дикция.

Но наблюдаешь иногда и работу преподавателя – деспота – диктатора, который за время уроков не сказал доброго слова, разговаривает повышенным тоном и когда студент не может ответить на поставленный вопрос можно услышать ”прохлопал ушами”, ”прогулял” и другие оскорбительные слова и выражения. На таких уроках учащиеся стараются сидеть тихо, но внимание отсутствует т. е. “присутствуя отсутствует”.

Часто в речи педагога можно услышать слова “паразиты ”,которые затрудняют понимание сути излагаемого вопроса .

Более опытные педагоги психологический аспект учитывают при написании плана , всегда прогнозируют возможные варианты их реализаций которые будут зависеть от множества причин:
-места урока в расписании.
-от дня недели.
-степени обученности студентов и т.д.
Чем опытнее преподаватель ,тем больше предвидит психологических подходов к их реализации.
И как следствие этого наблюдается парадокс : чем преподаватель опытнее, тем больше он готовиться к уроку
Ну вот план написан преподаватель идёт на урок. Большинство педагогов согласны с тем ,что входя в группу преподаватель должен оставить за дверью своё плохое настроение, раздражительность .

Приветливая улыбка, бодрый вид, в меру модный костюм - вот далеко не все и не главное ,но необходимые предпосылки чтобы создать благоприятный фон для общения со студентами.
и даже если вам нужно учинить “разнос” к этому тоже необходимо готовиться , чтобы он имел успех.

Известный полководец, талантливый русский менеджер Михаил Илларионович Кутузов, когда возникала необходимость показать свой гнев подчинённым, он бросал фуражку на землю и яростно топтал ее. Но перед выходом обращался к своему денщику :”подай мне голубчик старую фуражку”.

В психологическом плане преподавателю приходится проявлять твёрдость и выдержку, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность студентов, педагог должен все снова и снова вовлекать их в работу. Преподаватель помогает студенту, предъявляет требования, создаёт условия для работы.

Можно иногда услышать после неудачного урока, что студенты подвели, по моему мнению это мы не сумели создать необходимые условия, или отсутствует система в работе педагога и студентов.

Важно с первых мгновений урока определить по отдельным репликам, по выражению лиц, психологический настрой группы, межличностные отношения в группе, которые оказывают большое влияние на поступки отдельных студентов

Опытные педагоги знают, что даже не использует изощрённых методических приёмов, преподаватели добиваются хороших результатов, ели они умеют создать обстановку, при которой студенты трудятся с полной отдачей.

Ещё один элемент , который может нарушить психологический комфорт урока – это частое исправление ошибок. Студент имеет объективное право на ошибку, так как изучаемый предмет для него новый он не может безошибочно отвечать на все наши вопросы. И уже совсем недопустимо выставлять оценку “неуд” если мнение или версия студента расходится именно с вашей. Ошибка наш помощник, она как доктор, который показывает где болит и помогает лечить.

В методической литературе встречается мнение, что преподаватель непременно должен обладать чувством доброго юмора, которое должно основываться на уважении к студентам.
В конце урока преподаватель выставляет оценки студентам и комментирует их.
А оценку и комментарии к ней преподавателю студенты выставляют после уроков.
Вы согласитесь, многое можно услышать интересного и неожиданного в этих оценках.
----
* Л.О.О. - личностно – ориентированное образование

 
Категория: Статьи педагога-практика | Добавил: nadezhda (05 Июня 19) E
Просмотров: 4045 | Комментарии: 1 | Теги: урок, Психология, психологическая служба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 buburu   (19 Января 10 07:34) [Материал]
Традиционное образование отнюдь не в меньшей степени ставит перед собой задачу научить учиться, поскольку та же "энциклопедичность" невозможна без самообразования.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]