«Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»
19 Января 15, 11:47
Гилева Клавдия Венедиктовна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 86» г. Березники, Пермский край, Россия


«Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»


Номинация: педагогическая технология, применяемая для формирования УУД (накопление личного опыта)
Старший дошкольный возраст
Дошкольное воспитание

Мною подобран материал  под общим названием «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника». Данную технологию я использую для ознакомления детей с художественными произведениями, рекомендованными программой. Работа по каждому произведению ведется в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы (занятие, игра и т.д.), продумана последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.). Каждая образовательная  деятельность проходит в игровой форме.

Подобран речевой материал: потешки, песенки, физминутки, загадки и сами сказки – в соответствии с программой. Составлены мнемотаблицы по сказкам, по темам «Времена года», «Дикие и домашние животные и птицы», «Головные уборы», «Посуда» и т.д. К концу года дети учатся выполнять задания самостоятельно.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотой, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Совместная деятельность состоит из нескольких этапов:
1 этап: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап: осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

Этапы работы со схемой-моделью:
•     учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) – если дети умеют читать и писать;
•     самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
•     закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.


Категория: Педагогическая технология | Добавил: nadezhda | Теги: мнемотехника, УУД, мнемотаблицы., изюминки педагогической работы
Просмотров: 5564 | Загрузок: 21 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 111 2 »
11 viktoriya-udod   (25 Февраля 15 17:30) [Материал]
Уважаемая Клавдия Венедиктовна! При постоянно возрастающем информационном потоке весьма актуальными представляются нетрадиционные способы подачи, восприятия и запоминания материала. Предложенные Вами методики применения мнемотехники очень интересны и полезны не только для воспитателей дошкольного детского учреждения, но и для более широкого круга читателей - как учителей, так и родителей. Грамотно подобраны методики для диагностики формирования УУД. Спасибо за Вашу работу и дальнейших успехов! С уважением Удод В.В.

10 natalyapokrovkova   (25 Февраля 15 14:51) [Материал]
Уважаемая Клавдия Венедиктовна! В Вашей работе очень подробно описывается методика проведения диагностики при работе с мнемотаблицами. Ресурс соответствует требованиям конкурса, оформлен грамотно.
Удачи Вам на конкурсе и дальнейших творческих успехов! С уважением, Наталья Николаевна Покровкова

9 elen5499   (24 Февраля 15 10:36) [Материал]
Содержание соответствует заявленной теме. Очень актуальна, так как все больше детей приходит в школу, которых невозможно научить. Данный прием закрепляет учебные навыки, тренирует память детей. Применима не только в садике, но и в школе. Много практических заданий, которые раскрывают приемы работы воспитателя. И что важно, есть диагностика. Соглашусь с коллегой, расстроили опечатки.

8 bibiel   (23 Февраля 15 13:59) [Материал]
Очень интересный материал. Тема актуальна, название работы точно соответствует её названию. Педагогом предложены разнообразные задания и рекомендации по их применению. Удачи Вам!

7 rjpjhtp   (23 Февраля 15 11:58) [Материал]
Уважаемая Клавдия Венедиктовна!
Познакомилась с вашей работой.Наверное, буду права, если скажу, что работу с мнемо таблицами, мнемоколлажами, мнемодорожками использует не каждый воспитатель, так как эта работа требует кропотливой системной работы и определенного опыта. Вам удалось данный вид работы сделать системным, что видно из четкого описания методики и диагностики, подготовленного материала по темам. Думаю, что ваш материал и опыт вашей работы будет интересен не только педагогам ДО. Спасибо за Вашу работу!

6 20011959   (22 Февраля 15 17:10) [Материал]
Уважаемая Клавдия Венедиктовна!
Не повторяя замечания, высказанные коллегами, отмечу, что Ваша работа по обобщению собственного опыта по моделированию образовательного процесса с использованием мнемотаблиц заслуживает пристального изучения. Вы представили используемые материалы как комплекс контрольно-измерительных материалов, которые можно использовать не только в условиях ДОУ, но и в школе (с определенной доработкой), обеспечивая преемственность и последовательность образования.
Виден системный подход, а содержательное наполнение может быть вариативным, адекватным личностным особенностям и уровню профессиональной компетентности и мастерства конкретного педагога.
Спасибо за идеи! Творческих успехов и последователей!
С уважением Марина Борисовна

5 kalinpu   (21 Февраля 15 16:13) [Материал]
Содержание данной работы соответствует заявленной теме: автор подробно описал применяемую технологию, грамотно обосновал её использование в обучении;приведено много практических заданий для формировании УУД и их диагностики. Считаю. что данная работа имеет большое практическое значение. т.к использование мнемотехники снижает перегруженность детей и делает процесс обучения. интересным, занимательным и развивающим. Автор демонстрирует высокий уровень знаний в данной области. Данная технология применима как для младших школьников так и для среднего звена.

4 Loretts   (14 Февраля 15 13:42) [Материал]
Уважаемая Клавдия Венедиктовна.

Познакомилась с вашей разработкой.
Подробно описаны методики и диагностики, которые может проводить педагог при работе. Мнемотехника - очень актуальна. Знаковая система, ее преобразование важны не только в школьном возрасте, но и в дошкольном. В материале четко раскрыты этапы работы, примеры заданий.
Очень понравилось задание с Пчелой, тренирует визуализацию запоминаемых слов (задание 4). Хотя и другие задания тоже увлекательны и практически применимы.
Думаю, что ваша разработка будет интересна и полезна для педагогов ДОУ и ОУ. Например, при ведении программы обучения для будущих первоклассников.
Но на стр.3 - грамматические ошибки (видимо, быстро печатали и не обратили внимание - при включенной проверке орфографии они подчеркнуты красным цветом).

Спасибо за ваш материал.
С уважением Анна Васильевна Лоретц

3 nkakulina   (13 Февраля 15 18:16) [Материал]
Работа интересна, актуальна, полезна! Спасибо!
Какулина Н.М.

2 nkakulina   (12 Февраля 15 18:52) [Материал]
Очень заинтересовала методика проведения диагностики при работе с мнемотаблицами!
Полезный материал! Спасибо!
Какулин А.Н.

1-10 11-11
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]