«Развитие комбинаторного мышления детей старшего дошкольного возраста»
08 Ноября 15, 17:17 | |
Нетунаева Анна Игоревна МАДОУ «МАЯЧОК», г. Нижний Тагил, Свердловская обл. «Развитие комбинаторного мышления детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное образование Познавательное развитие В статье обосновывается актуальность исследования специфики развития комбинаторики в дошкольном возрасте, разработан комплекс заданий для развития комбинаторного стиля мышления.
По новым требованием ФГОС дошкольного образования, принятым министерством образования (от 17 октября 2013 года) и исходя из задач по обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, а также обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ различных направлении с учётом образовательных потребностей, считаю актуальным введения элементов комбинаторики в образовательный процесс. С того момента когда малыш появляется на свет, он старается познать этот мир, ведёт с ним диалог. Он принимает этот мир, таким как он есть с вероятностью в нем происхождения различных событий. Скорость развития ребёнка, вынуждает адаптироваться к будущему, с помощью законов импровизации и мышления его несёт вероятностный характер. Такой характер мышления, способствует восприятию окружающего мира, как совокупность случайных событий, которые с одинаковой вероятностью могут произойти, а могут и не произойти. Концептуальной основой допонятийного мышления ребенка являются иррационализм и креативность, т.к. его мышление еще не ограничивается формально-логическими рамками. Для маленького ребёнка очень важно выяснить причину произошедшего события, даже если она не является истинной. На мой взгляд, всё выше сказанное объясняет не удачность попытки апробировать стохастическую линию в старших классах в 60-80 года (А.Н. Колмогоров, Б. Гнеденко, Е.А. Бунимович и др.)., Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов убедительно доказали, что вероятностное и комбинаторное восприятия мира у детей должны формироваться непрерывно, поэтому необходимо выстраивать линию обучения с учётом образного и абстрактного мышления, (М. Монтессори, С. Френе, А.М., Лобок, М. Холодная и др.). Через развитие вероятностных представлений ребенок осваивает мир абстрактно-логического и образного мышления. Таким образом, развитие комбинаторных представлений у детей должно идти, непрерывно начиная с детского сада и на протяжении всего обучения. В детском саду должна быть заложена основа понимания раздела математики «Комбинаторика», те реальные процессы и явления, которые служат источником для решения задач о перечислении или подсчёте различных конфигураций. Я предлагаю комплекс заданий для реализации пропедевтической работы с детьми дошкольного возраста по формированию понятия стохастических представлений. Этот комплекс создан из типовых задач, примеры которых приведены ниже. 1) Детям предложены карточки с изображением, нужно выяснить по какому принципу они скомбинированы и какого элемента не хватает. 2) Детям предложены различные игрушки, например: мяч, кукла, грузовик. Они должны перебрать все возможные варианты расположения предложенных игрушек по порядку: 1. Мяч, Кукла, Грузовик. 2. Мяч, Грузовик, Кукла. 3. Кукла, Мяч, Грузовик. 4. Кукла, Грузовик, Мяч. 5. Грузовик, Мяч, Кукла. 6. Грузовик, Кукла, Мяч. 3) Разукрасить картинку тремя цветами :зеленым, желтым и красным. Попросить детей посчитать, сколько различных вариантов у них может получиться. Такие задания можно с легкостью применять как и в непосредственно образовательной деятельности так и при индивидуальной коррекционной работе. После проведения диагностики использования комплекса предложенных задач показывает что вначале с данными заданиями справлялось 20% ребят а после 70%.Поэтому делаю вывод об эффективности данного комплекса. | |
| |
Просмотров: 2432 | Загрузок: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |