«Развитие комбинаторного мышления детей старшего дошкольного возраста»
08 Ноября 15, 17:17
Нетунаева Анна Игоревна
МАДОУ «МАЯЧОК», г. Нижний Тагил, Свердловская обл.

«Развитие комбинаторного мышления детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное образование
Познавательное развитие

В статье обосновывается актуальность исследования специфики развития комбинаторики в дошкольном возрасте, разработан комплекс заданий  для развития комбинаторного стиля мышления.

По новым требованием ФГОС дошкольного образования, принятым министерством образования (от 17 октября 2013 года) и исходя из задач по обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, а также обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ различных направлении с учётом образовательных потребностей, считаю актуальным введения элементов комбинаторики в образовательный процесс.

С того момента когда малыш появляется на свет, он старается познать этот мир, ведёт с ним диалог. Он принимает этот мир, таким как он есть с вероятностью в нем происхождения различных событий. Скорость развития ребёнка, вынуждает адаптироваться к будущему, с помощью законов импровизации и мышления его несёт вероятностный характер. Такой характер мышления, способствует восприятию окружающего мира, как совокупность случайных событий, которые с одинаковой вероятностью могут произойти, а могут и не произойти.

Концептуальной основой допонятийного мышления ребенка являются иррационализм и креативность, т.к. его мышление еще не ограничивается формально-логическими рамками. Для маленького ребёнка очень важно выяснить причину произошедшего события, даже если она не является истинной. На мой взгляд, всё выше сказанное объясняет не удачность попытки апробировать стохастическую линию в старших классах в 60-80 года (А.Н. Колмогоров, Б. Гнеденко, Е.А. Бунимович и др.)., Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов убедительно доказали, что вероятностное и комбинаторное восприятия мира у детей должны формироваться непрерывно, поэтому необходимо выстраивать линию обучения с учётом образного и абстрактного мышления, (М. Монтессори, С. Френе, А.М., Лобок, М. Холодная и др.).

Через развитие вероятностных представлений ребенок осваивает мир абстрактно-логического и образного мышления. Таким образом, развитие комбинаторных представлений у детей должно идти, непрерывно начиная с детского сада и на протяжении всего обучения. В детском саду должна быть заложена основа понимания раздела математики «Комбинаторика», те реальные процессы и явления, которые служат источником для решения задач о перечислении или подсчёте различных конфигураций.

Я предлагаю комплекс заданий для реализации пропедевтической работы с детьми дошкольного возраста по формированию понятия стохастических представлений. Этот комплекс создан из типовых задач, примеры которых приведены ниже.
1) Детям предложены карточки с изображением, нужно выяснить по какому принципу они скомбинированы и какого элемента не хватает.

2) Детям предложены различные игрушки, например: мяч, кукла, грузовик. Они должны перебрать все возможные варианты расположения предложенных игрушек по порядку:
1. Мяч, Кукла, Грузовик.
2. Мяч, Грузовик, Кукла.
3. Кукла, Мяч, Грузовик.
4. Кукла, Грузовик, Мяч.
5. Грузовик, Мяч, Кукла.
6. Грузовик, Кукла, Мяч.
3) Разукрасить картинку тремя цветами :зеленым, желтым и красным. Попросить детей посчитать, сколько различных вариантов у них может получиться.

Такие задания можно с легкостью применять как и в непосредственно образовательной деятельности так и при индивидуальной коррекционной работе. После проведения диагностики использования комплекса предложенных задач показывает что вначале с данными заданиями справлялось 20% ребят а после 70%.Поэтому делаю вывод об эффективности данного комплекса.


Категория: Дошкольное образование | Добавил: Olga59 | Теги: комбинаторика комбинаторное мышлени
Просмотров: 2432 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]