Использование проектного метода в развитии образной речи средствами художественной литературы
18 Октября 15, 16:12 | |
Кобелева Наталья Викторовна МАДОУ «МАЯЧОК», г. Нижний Тагил, Свердловская обл. Сегодня педагогическое проектирование в рамках образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями становится наиболее актуальным. Представляю вашему вниманию опыт работы по педагогическому проектированию. Участие в проекте дает ребенку возможность проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми Содержание образовательной области «Коммуникация» ФГТ направлено на достижение целей овладения детьми конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач. Задачи ОО «Коммуникация» ФГТ: 1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. 2. Развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Речевое развитие ребенка является важным направлением в работе воспитателя. Образная речь – это более высокий уровень по сравнению с правильной речью. Образная речь является составной частью культуры речи. Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что речевую и образную регуляцию деятельности ребенка ни в коем случае нельзя отрывать друг от друга и противопоставлять их, так как они очень тесно взаимосвязаны. Художественная литература является важнейшим средством развития образности речи. Образные средства языка встречаются в произведениях разных жанров (рассказах, сказках, стихотворениях). Писатели, поэты пользуются теми же словами, которые употребляются в разговорной речи, но в результате творческой работы автора эти слова приобретают особую выразительность. Дети дошкольного возраста не всегда замечают и самостоятельно находят образные средства языка в тексте, потому педагогу необходимо акцентировать на них внимание детей, интонационно подчеркивая и перечитывая отдельные фрагменты несколько раз. Актуальность проблемы по развитию образной речи. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Педагогическое проектирование в рамках образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями становится сегодня наиболее актуальным. Метод проектов в дошкольном образовании не случайно приобрел большую популярность. Предлагаю опыт работы по проектированию. В средней группе проект «Расти, расти грибок» (по сказке В. Сутеева «Под грибом») и в подготовительной группе «Путешествие по былинам». Проект «Расти, расти грибок» Художественная литература является важнейшим средством развития образности речи. Работа по обогащению речи детей образной лексикой начинается с чтения художественной литературы. Воспитатель знакомит детей с разными сказками, учит дошкольников пересказывать эти сказки. Литературные тексты, с которыми знакомятся дети, предоставляют возможность для проявления их самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Художественные произведение может стать основой тематического интегративного планирования педагогического процесса на определенный период. Проблема: Почему гриб вырос? Почему добрым и дружным не бывает тесно? Цель проекта: обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее сказки В. Сутеева «Под грибом». Дать знания о том, что добрые герои Русских сказок помогают друг другу. Задачи: Дети: 1. Систематизация знаний о связях живой и неживой природы. 2. Активизировать использование в речи детей образных авторских средств в процессе ознакомления со сказкой. 3. Довести до сознания детей замысел сказки: добрым и дружным не бывает тесно. Педагоги: 1. Привлечь внимание детей к образным средствам при встрече со сказкой. Создать развивающую среду, обеспечить все необходимое для развития 2. развития познавательных и речевых способностей дошкольников. Родители: 1. Привлекать родителей к активному участию педагогического процесса. 2. Способствовать расширению читательских интересов детей . Предполагаемый результат проекта: развитие творческих проявлений в литературной речевой, изобразительной и театрально – игровой деятельности. Работу по проекту «Расти, расти грибок» можно разделить на 3 этапа: подготовительная работа, совместная деятельность и итог совместной деятельности. На подготовительном этапе шла подборка и накопление иллюстративного и текстового материала, создание предметно – развивающей среды. В реализации проекта были охвачены все образовательные области. Чтение художественной литературы, стихов, загадок. В познавательно исследовательской деятельности углубили знания об особенностях осени, о связях с живой и неживой природы. Рассмотрели темы «Осень – время урожая», «По грибы, по ягоды», «Осень в лесу». В области «Коммуникация» учились составлять рассказ по картине, пересказывать сказку по иллюстрациям. Рассмотрели темы: «В тесноте, да не в обиде». Слушали музыку дождя, пели песенки «Солнышко и дождик». В изобразительной деятельности рисовали дождик, грибок. Лепили грибок. Обыгрывали образно – игровые этюды на развитие умений использовать разные средства выразительности для передачи образов героев сказки «Под грибом». Третий этап – это итог совместной деятельности. Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом». Данный проект позволил воспитать у младших дошкольников доброту и дружбу. Добрым и дружны не бывает тесно. Развивая творческие проявления в литературной, речевой, театрально – игровой деятельности. В подготовительной группе предлагаю опыт работы по ознакомлению детей с русским былинным эпосом. Творческое название проекта «Путешествие по былинам». В былинах, словно в чудо – зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты. Былинный эпос воплотил в себе пример героического поведения, он описывает подвиги десятков богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко – купец и другие. Все они выражают представление о том каким мужеством и любовью к Родине может обладать человек. Проблема: Об интеллектуальном развитии ребёнка заботятся все окружающие его взрослые. В связи с этим к минимуму сводится воспитания интереса к окружающему миру, Родине, искусству. Цель проекта: Воспитывать любовь к Родине, интерес к русскому фольклору. Формировать Художественно-речевые навыки, прививать чуткость к поэтическому слову, интерес к чтению. Задачи проекта : Педагоги: Создать комплекс условий для развития познавательного интереса к истории и литературному наследию страны. Дети: 1. Дать элементарные представления о жизни людей в Древней Руси. 2. Учить воспринимать и понимать сложный литературный материал, осознавать мотивы поступков былинных героев и сопереживать вместе с ними, пополнять и обогащать словарь эпитетами, сравнениями, названиями предметов быта, доспехов и оружия богатырей. 3. Воспитывать интерес к русскому фольклору, любовь к Родине, нравственные качества. Родители: 1. Приобщать родителе к воспитательно- образовательному процессу. 2. Показать родителям необходимость использования былинного материала для познавательного и нравственного развития детей. Предполагаемый результат проекта: У детей повысится интерес к художественным произведениям за счёт использования образных слов и выражений, обогатится словарный запас, улучшится интонационная выразительность речи. Работу по знакомству с русским былинным эпосом можно разделить на три этапа: предварительная работа, совместная деятельность и итог совместной деятельности. Цель предварительной работы с детьми заинтересовать. Поэтому используются самые разнообразные методы и приёмы. Большую роль играет выразительная речь взрослого. Это помогает погрузить ребёнка в атмосферу русской народной былины. В предварительную работу обязательно включаются чтения былины с последующей беседой по её содержанию. На этом этапе с детьми разучиваются русские народные подвижные игры, пословицы, поговорки, потешки. После этапа предварительной работы, когда дети уже знают содержания былины, узнают на иллюстрациях былинных героев, знают русские пословицы, потешки осуществляется следующий этап- совместная деятельность. На этом этапе идёт реализация проекта, через организацию непосредственно- образовательной по разным образовательным областям, создание предметно- развивающей среды и взаимодействию с семьёй. Развитие связной образной речи на этапе реализации проекта предполагается соблюдения следующих условий: 1. Обеспечивала единство цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно- образовательного процесса. 2. Широко включала разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации. 3. Учитывала индивидуальные потребности и интересы детей. 4. Создавала развивающую среду. Третий этап- это подведение итогов, организация праздника, досуга. Наш итог совпал с Днём защитника отчества, мы провели праздник «Богатырские состязания». Данный проект позволил воспитать у будущих школьников чуткость и любовь к художественной литературе.Приобщить к разнообразию и красоте речевой культуры. У детей обогатился словарный запас, улучшилась интонационная выразительность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. | |
| |
Просмотров: 2728 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |