Норма и отклонения в эмоциональной сфере младших и средних дошкольников
07 Мая 15, 11:02 | |
Косач Марина Николаевна, педагог-психолог г.Нижний Тагил Норма и отклонения в эмоциональной сфере младших и средних дошкольниковВ статье рассматриваются показатели нормы и отклонений в эмоциональном развитии младших и средних дошкольников. Сообразительный, смышленый ребенок, но замкнут и неразговорчив, другой не по годам интеллектуально развит, но капризен и плачет по любому поводу, этот уже читает , но ему никак не дается общение со сверстниками, к тому же он обидчив, задирист и агрессивен. Давайте не побоимся признаться себе, что мы имеем весьма приблизительное представление о роли эмоциональной сферы в жизни человека, о динамике эмоционального развития детей , о причинах недостатков в этом развитии и, наконец, о способах профилактики и коррекции таких недостатков. Каждый период онтогенеза человека имеет свои качественные характеристики, поэтому знание и учет особенностей психики и характера жизнедеятельности конкретной возрастной группы — одно из непременных условий педагогического воздействия, в том числе и коррекционного. Почему, говоря о развитии и коррекции недостатков эмоционального развития, целесообразно обратиться именно к дошкольному возрасту? По мнению психологов, дошкольный возраст — решающий в процессе становления фундаментальных образований личности. Это возраст, который еще сохраняет сензитивность (чувствительность) для переформирования и доформирования базовых основ личности. Более поздние периоды постепенно утрачивают эту возможность, и потому коррекционно-развивающая работа протекает с большим трудом со значительным сопротивлением уже сложившихся психологических механизмов, требует неоправданных нервных усилий, энергозатрат и от детей и от взрослых. Для анализа развития детей дошкольного возраста воспользуемся понятиями «норма» и «отклонение». Рассмотрим возрастную динамику устойчивых новообразований в эмоциональной сфере младших и средних дошкольников. К 3-3,5 годам ребенок проявляет желание утвердить себя как автономную от матери личность, в этом возрасте в норме усиливается негативизм, ребенок экспериментирует с границами дозволенного, игнорирует эмоциональные сигналы взрослого даже в объективно опасной ситуации, сопротивляется помощи, говорит требовательным и громким голосом, склонен быть маленьким диктатором. На фоне ослабления регуляции со стороны взрослого ребенок становится крайне неустойчивым к фрустрации (переживанию неудачи), дает вспышки ярости по незначительному поводу, становится демонстративен. Продолжается развитие социальной коммуникации, ребенок активно пытается утешить близких, если им плохо, начинает слушаться , сознательно принимает социальные барьеры. В символической игре ребенок выражает темы разлуки и потери , т.е. проявляет выносливость по отношению к собственному болезненному эмоциональному опыту, стремиться понять и упорядочить его. В среднем возрасте до 5 лет эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна: эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль не позволяют требовать от дошкольников сдержанности непосредственно возникающих чувств. Появляется потребность в социальном соответствиии предъявляемым требованиям именно в сфере социальных отношений. В свою очередь под «отклонением» понимается отсутствие специфических новообразований определенного возрастного этапа, но имеются в виду не только задержки возникновения, но и появление их в искаженной форме. Недостатки эмоционального развития детей, связанные с нарушением общих свойств эмоциональной регуляции, проявляются: *в эмоциональной незрелости, неспособности выбрать поведение, соответствующее актуальным переживаниям ; перестроить свое поведение и изменить качество, интенсивность эмоций в зависимости от изменившейся ситуации; *в эмоциональной заторможенности или эмоциональной подвижности часто провоцирующих возникновение и закрепление черт так называемого дурного характера - безинициативности, мрачности, подавленности или упрямства, вредности, агрессивности; *в отсутствии или обилии страхов, их устойчивости и необоснованности, что свидетельствует о ранимости, беззащитности и уязвимости детей; *в неадекватности и бедности эмоционального реагирования, что в ряде случаев, сопровождается отсутствием чувства привязанности, нежности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей, воспитателей, сверстников. Негативные трансформации в эмоциональной сфере предопределяют вторичное недоразвитие некоторых познавательных процессов, в частности, специфические нарушения сенсорной системы — слабость, недостаточность сенсорных функций при сохранном развитии всех анализаторов. Детские психологи, воспитатели уже заметили, что дети вялые, эмоционально пассивные или беспокойные, агрессивные, часто «смотрят и не видят», «слушают и не слышат», искажают инструкции к заданиям, не слышат персональное обращение. Это объясняет и обусловливает их общую невнимательность, пробелы в восприятии, инертность мышления, скудость воображения, бедность эмоций и неадекватный характер эмоционального реагирования на социальные и сенсорные воздействия. Обогащение сенсорного опыта происходит так: регулируемый психологом или воспитателем поток сенсорной информации постепенно пробуждает, обостряет ощущения ребенка, которые вызывают гамму эмоциональных реакций, приводят в действие механизмы эмоциональной сферы.При оказании коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием эмоциональной сферы мы используем игровой сенсомоторный тренинг.Он включает в себя два модуля : тренинг сензитивности — это развитие воприятия, совершенствование работы анализаторов, обогащение сенсорного опыта и психомышечный тренинг- это снятие мышечного напряжения, совершенствование деятельности каждого компонента экспрессии ( мимики, жестикуляции,пантомимики), расширение диапазона эмоциональной выразительности. Подобный опыт нами апробирован и достаточно эффективен в работе с детьми 3-5 лет. | |
| |
Просмотров: 2987 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |