Эффективные формы работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
07 Мая 15, 10:58
Косач Марина Николаевна,
педагог-психолог
г. Нижний Тагил

Эффективные формы работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ


В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Особенно сильному воздействию негативных факторов окружающей среды подвергаются дети. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут ему прямо в лицо, и груды мусора угрожающе нависают над головой.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Но можно противостоять вредным влияниям на организм, чтобы не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит изменить образ жизни и совершится чудо: мы и наши дети будем чувствовать себя здоровыми.

Имеет значение и та среда, в которой человек живёт. Она в настоящее время может привести к экологической катастрофе. Спасти среду обитания могут только люди, учить этому мы должны с детского сада. Благодаря экологическому воспитанию, которое осуществляется педагогами всех возрастных групп, решая задачи комплексной программы «Из детства - в отрочество» и парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой, а также проводимой эколого-оздоровительной работе, которая реализуется через физкультурные занятия в спортивном зале, регулярные, целевые прогулки, экскурсии, эколого-оздоровительные походы на природу, экологические праздники и развлечения на воздухе, эколого-психологические тренинги педагоги, совместно с родителями формируют осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным.

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, раздолье для движений в природных условиях – всё это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.

Наш детский сад длительное время работает с приоритетным эколого-оздоровительным направлением: предметом пристального внимания работы оказываются вопросы физического и экологического воспитания детей, и это не случайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы, во многом зависит от их экологического образования.
Цель данной работы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Ожидаемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладения навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.

Поэтому перед педагогами детского сада стоят задачи по:
- формированию здорового образа жизни и осознанного отношения детей к своему здоровью уже с раннего возраста;
- повышению уровня экологического сознания и познание природы через многообразие форм двигательной активности.

Здоровый ребёнок должен много двигаться, тем более из-за особенностей детской нервной системы и мышц, поддерживать неподвижную позу ещё труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В нашем детском саду многофункциональная физкультурно-оздоровительная среда представлена: физкультурным и разминочным залами, зимним садом, природными и релаксационными уголками, экологическими тропинками, комнатой психологической разгрузки, уголками двигательной активности в каждой возрастной группе, бассейном, сауной, контрастными ваннами, автодромом.

Оптимизация режима двигательной активности детей в условиях детского сада может быть достигнута за счёт увеличения динамического компонента различной детской деятельности: это и физминутки во время занятий, двигательные разрядки во время игр, физпаузы между занятиями, «дорожки здоровья», подвижные игры и физические упражнения на прогулке, энергетическая гимнастика после сна, релаксационные игры и упражнения.

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – состояние наибольшего физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Экологическое воспитание предполагает активное общение ребёнка с природой, а значит тесно связано с его физической активностью.

В детском саду есть ряд экологических пространств, которые наряду с интеллектуальным и психическим развитием несут на себе нагрузку физического развития, а значит, способствует укреплению здоровья детей. Прежде всего,

зимний сад, который является одним из любимейших экологических пространств, дающих возможность решать вопросы, как познавательного развития детей, так и их оздоровления. Преобладание зелёного цвета комнатных растений, тихий плеск водяной мельницы помогают детям успокоится, приобрести душевное равновесие, то есть способствуют укреплению психического здоровья. Помогает укреплению психического здоровья и общение с природой, наряду с ознакомлением с комнатными растениями, животными и знакомство с правилами ухода за животными и растениями

Таким образом, общаясь с природой, дети понимают, что своим вниманием, заботливым отношением они доставляют радость себе и тем живым существам, к которым пришли в гости, которым готовы помочь, которых готовы беречь и защищать. Это важный этап в формировании таких нравственных качеств личности, как милосердие, сострадание.

Экологическая тропинка - следующее, не менее важное, с точки зрения оздоровления детей экологическое пространство. Мы активно пользуемся экологическими тропинками, как на территории детского сада, так и в пригородном лесу. Протяженность их меняется с возрастом: для раннего возраста это может быть лишь отдельный уголок на территории детского сада или даже участка, для детей старшего возраста – экологическая тропа в лесу.

Экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Выбранный маршрут экологической тропы, включает в себя большое количество доступных, разнообразных, привлекающих внимание ребёнка объектов: деревья, кусты, травы, мхи, грибы на живых и мёртвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, отдельные камни и т.д. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) показываем на примере кормушек для птиц, замусоренных участков, красивых цветущих клумб.

Интеллектуальное развитие дошкольников, формирование их душевных качеств, приобщение к труду – важные стороны деятельности педагога. Однако грош ей цена, если мы проигнорируем работу над укреплением «фундамента» всей жизни человека – его здоровья, если не сформируем основы культуры здоровья и не приобщим к ней дошкольника. Любимой формой работы, как специалистов, так и детей детского сада по формированию привычки к здоровому образу жизни стали эколого-оздоровительные походы, которые проводятся 1 раз в квартал. Такая кратность позволяет детям увидеть красоту природы в разные времена года, а также дает возможность показать, как можно использовать естественные природные условия для своего оздоровления. Активное участие в данном мероприятии могут принимать родители. Цель этих походов: в игровой, увлекательной форме показать, как можно укреплять своё здоровье, воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу, доставить радость от совместного общения на природе, познакомить с правилами личной безопасности.

Минутки здоровья и безопасности проводятся еженедельно начиная со второй младшей группы и включены в модель организации детской деятельности. Тематику этих минуток в младшем возрасте педагог выбирает исходя из проблем, которые возникают у детей, в старшем дошкольном возрасте они предусматривают закрепление в игровой форме элементарных представлений о строении тела человека; осмысление закрепление (элементарных) правил личной гигиены; формирование первичных представлений об особенностях заботы о здоровье в разные времена года, о наиболее распространенных заболеваниях (простуда, проблема с зубами и пр.) и их предупреждении, лечении.

Элементарное первичное приобщение детей к понятию «здоровье» напрямую связано с их представлением о строении собственного тела. Эти представления даются детям раннего возраста на элементарном уровне. В занятия по физической культуре на раннем возрасте вводятся релаксационные упражнения, рефлексия и дыхательные упражнения. Дети закрепляют знания основных частей тела (туловище, голова, руки, ноги, спина), органов чувств (глаза, нос, уши, рот (язык), кожа) их значение в жизни человека; некоторых важных физиологических процессов (сон и активное бодрствование, питание).

На фоне этих представлений закрепляются и конкретизируются различные правила личной гигиены.
Педагогам следует держать на контроле выполнение сформированных правил приёма пищи, сна, прогулок, активной деятельности, иначе навыки могут начать угасать и даже утрачиваться.
Далее в старшем дошкольном возрасте формируется осознанное отношение к ценным для здоровья привычкам. Осознанность закладывается на основе представлений о своём теле, его некоторых функций и процессов.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, в оздоровительном комплексе нарабатывается система эвристических бесед с детьми о бережном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Одной из важных задач педагогов в настоящее время является создание таких условий, в которых ребёнок мог бы общаться с природой (в том числе и городской). Необходимо помочь ребёнку самореализовать себя, научить его соотносить свою деятельность с окружающим миром, чтобы он чувствовал потребность в проявлении гуманного отношения к любому живому существу и неодушевлённому объекту.
Решению этих задач способствуют игры и упражнения, которые используются нами при проведении
эколого-психологического тренинга с детьми дошкольного возраста, как одной из форм экологического образования детей.

Цели эколого-психологических тренингов:
1. Формирование гуманного отношения личности к миру природы;
2. Обеспечение личностного саморазвития и личностного роста детей.
Цикл тренингов способствует созданию особых возможностей для приобретения детьми психологического опыта общения с миром природы.

Для проведения эколого-психологического тренинга организуется специальная развивающая среда, в которой имеются:
- фонотека аудиозаписей со звуками природы, животных, музыкальные произведения, напоминающие природные явления, способствующие обогащённому восприятию окружающего мира;
- природный материал.

При проведении эколого-психологического тренинга используются игры-перевоплощения (дети превращаются в зайчиков, в листочки и т.д.). Обязательно учитываются индивидуальные особенности детей, его настроение, проблемы воспитания и развития, что способствует укреплению психологического здоровья детей, так как пробуждает чувства ребёнка, его эмоциональную реакцию, способствует душевному равновесию.

Вместо вопроса: «Вам понравилось?» задаём вопросы о чувствах и ощущениях ребёнка: Что тебя огорчило? Что доставило радость?

Эколого-психологический тренинг влияет и на укрепление фона здоровья: учит правильно дышать, успокаиваться, ритмично двигаться, координируя движения рук и ног.

Экологические игры позволяют сделать занятия интересными и увлекательными, служат преддверием для серьёзных вещей, не надоедают. (Правила сформулированные Я.А. Каменским в «Законах хорошо организованной школы»).

Таким образом, игры и упражнения эколого-психологического тренинга способствуют расширению опыта разностороннего восприятия мира природы, развитию эмпатии, обеспечению целостного развития личности ребёнка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу: дети становятся более дружелюбны, раскованы, коммуникативны, кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
Природа наделила детей врожденным стремлением к движению, снабдив их очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь. Ограничение активности ребенка в этот период может привести к задержке развития речи, пассивности, капризам и упрямству. Решать проблему помогает

День Здоровья.
Задачи, которые стоят перед педагогами и медицинским персоналом при организации этого дня:
- создать оптимальную гигиеническую обстановку, предусматривающую осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями состояния здоровья детей и рекомендациями врача;
- формировать у детей разумное отношение к своему организму, побуждать детей к самостоятельному выполнению всех гигиенических процедур;
- рационально организовывать двигательную активность детей;
- удовлетворять природную потребность детей в двигательной активности, используя все доступные средства физического воспитания;
- формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и обществе.

День Здоровья проводится один раз в месяц (последний понедельник). В этот день проводятся: утренняя гимнастика и гимнастика после сна с доктором Айболитом, который расшифровывает значение физкультурных упражнений, физкультурные досуги в спортивном зале и в бассейне, спортивно-экологические праздники (на улице и в детском саду), пешие прогулки по микрорайону и в лес, игры на спортивной площадке, беседы с медицинским персоналом. Все остальные занятия отменяются.
Как показывают материалы диагностики физического и психического развития воспитанников ДОУ, созданная система условий, средств и форм организации деятельности детей обеспечивает необходимый уровень их познавательного, социального и физического развития.

Литература:
1. М.А.Рунова, А.В.Бутилова. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2006.
2. М.С.Копысова., Л.В.Моисеева. Экологическое развитие ребенка в ДОУ средствами психологического тренинга: Методические рекомендации \ Урал. гос. пед. Университет. – Екатеринбург, 2004
3. Т. Гризик. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004.
4. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания \ Автор-сост. С.Н.Николаева. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

Категория: Дошкольное образование | Добавил: Olga59 | Теги: формы работы, здоровый образ жизни
Просмотров: 4147 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]