ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКО-ГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
27 Октября 08, 17:49
Приложение 1
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
(метод конкретных ситуаций)
 
От английского case – ситуация, случай. В основу кейс-технологии положена теория проблемного обучения.
Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.
2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6.   Развитие коммуникативных навыков.
Преподавателю при разработке кейса необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться.
Критерии для разработки кейса:
–    соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины;
–    определение тем учебной дисциплины, использующихся или предваряющихся данным кейсом;
–    достаточный уровень осведомленности учащихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации;
–    наличие у учащихся опыта работы по анализу конкретной ситуации.
Кейсы используются в конце изучения больших тем. Чаще всего бывают межпредметные.
Ограничения на использование кейс-технологии:
1.   Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.
2.   В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
 
Разновидности кейс-технологии:
1.       Поиск решения: предложить как можно больше решений ситуации, выбрать оптимальное.
2.       Нахождение проблемы: суть проблемы неочевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы, определению ее вида. Решение может быть уже известно.
3.       «Почтовая корзина»: решение проблем в условиях ограниченного времени. Вырабатывается умение быстро принимать решения.
4.       Оценка решения: проанализировать ситуацию и критически оценить предложенное решение, может быть, предложить свое, более оптимальное.
5.       Поиск информации: ситуация описана не полностью, нехватающие данные необходимо выявить и найти (обращение с вопросами к преподавателю, к справочной литературе).


Категория: Производственное обучение | Добавил: Dina | Теги: кейс-технология, Производственное обучение
Просмотров: 11850 | Загрузок: 260 | Рейтинг: 3.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]