ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКО-ГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
27 Октября 08, 17:49 | |
Приложение 1
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
(метод конкретных ситуаций)
От английского case – ситуация, случай. В основу кейс-технологии положена теория проблемного обучения.
Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Преподавателю при разработке кейса необходимо учесть специфику предмета, в рамках которого планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться.
Критерии для разработки кейса:
– соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины;
– определение тем учебной дисциплины, использующихся или предваряющихся данным кейсом;
– достаточный уровень осведомленности учащихся в той области, которая составляет проблемное поле ситуации;
– наличие у учащихся опыта работы по анализу конкретной ситуации.
Кейсы используются в конце изучения больших тем. Чаще всего бывают межпредметные.
Ограничения на использование кейс-технологии:
1. Кейс-технология неэффективна в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных.
2. В начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме. Т.е. кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.
Разновидности кейс-технологии:
1. Поиск решения: предложить как можно больше решений ситуации, выбрать оптимальное.
2. Нахождение проблемы: суть проблемы неочевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы, определению ее вида. Решение может быть уже известно.
3. «Почтовая корзина»: решение проблем в условиях ограниченного времени. Вырабатывается умение быстро принимать решения.
4. Оценка решения: проанализировать ситуацию и критически оценить предложенное решение, может быть, предложить свое, более оптимальное.
5. Поиск информации: ситуация описана не полностью, нехватающие данные необходимо выявить и найти (обращение с вопросами к преподавателю, к справочной литературе).
| |
| |
Просмотров: 11850 | Загрузок: 260 | |
Всего комментариев: 0 | |