Организация преемственности основного общего и технического профессионального образования
07 Февраля 14, 11:08
Махаева Ермек Жаксылыковна,
учитель информатики и курса по выбору
«Делопроизводство и компьютерная машинопись»
школа – лицей № 101 г. Караганда , Республика Казахстан

Организация преемственности основного общего

 и технического профессионального образования в школе-лицее № 101

 Для учителей и учащихся старших классов информатика и курс по выбору
«Делопроизводство и компьютерная машинопись»

Проблема самореализации учащихся в процессе социальной адаптации имеет особую актуальность в современных условиях. В статье рассказывается о работе учителя кафедры профессионально ориентированного обучения школы-лицея № 101 Махаевой Е.Ж.

В своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» от 28 января 2012 года Нурсултан Абишевич Назарбаев, сказал: «….. образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации». [1, с 1].

Проблема самореализации учащихся в процессе социальной адаптации имеет особую актуальность в современных условиях. Учителями кафедры профессионально ориентированного обучения школы-лицея № 101 разработаны экспериментальные модульные программы курсов предпрофильной подготовки в рамках проекта «Преемственность основного общего и технического профессионального образования» по направлениям:
• «Приготовление блюд и кулинарных изделий» (8,9,10,11 классы) учитель Брежнева Н.С.,
• «Делопроизводство и компьютерная машинопись» (8,9,10,11 классы) учитель Махаева Е.Ж.,
• «Выполнение изделий народных промыслов» (8,9,10,11 классы) Скорикова М.П.,
• «Деревообработка» (8,9,10,11 классы) учитель Михайлов А.С.,
• «Техническое обслуживание и ремонт двигателя автотранспортных средств» (8,9,10,11 классы) учитель Молдабаев А.С.

Как показал анализ ситуации на рынке труда, сегодня в регионе отмечается высокая нехватка квалифицированных работников, например в таких отраслях как строительство, сельское хозяйство, технология машин и оборудования, сфера обслуживания. В подготовке профессиональных кадров имеет место диспропорция как по уровням образования (количество обучающихся в профессиональных лицеях и в колледжах в два раза меньше, чем в ВУЗах), так и по профилям (только каждый четвертый обучается по техническим и технологическим специальностям, что явно недостаточно для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики региона).[2. С.3]

При разработке экспериментальной программы «Делопроизводство и компьютерная машинопись» (8,9,10,11 классы) мною была использована методика, предложенная ЮНЕСКО, в которой заложено понятие «компетенция». Предлагаемый формат позволяет разложить специальность для каждого квалифицированного уровня на специальные компетенции и содержит полную информацию о выполнении работ.

Обучение на предпрофиле «Делопроизводство и компьютерная машинопись» направлено на:
- формирование технологического системного мышления;
- организацию проектной деятельности;
- формирование опыта проб постановки и решения прикладных задач в сфере технологической и технической деятельности;
- формирование умения следовать технологиям в сфере управления;
- подготовку к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и продолжению обучения в системе профессионального образования.

Цель программы: профессиональная ориентация на профессии/специальности, связанные с делопроизводством в сфере управления.

Задачи:
- познакомить учащихся на практике со спецификой технологий, связанных с делопроизводством в сфере управления;
- развить ключевые компетентности: разрешения проблем (самоменеджмент), информационную, коммуникативную;
- обеспечить преемственность между разными уровнями профессионального обучения.

Для обеспечения преемственности в программе обозначена профессиональная компетенция «Создание документов», которая разделена на важные функции (единицы компетенции) в программе «Делопроизводство и компьютерная машинопись». В свою очередь единицы компетенции разделены на ключевые действия (элементы компетенции), связанные с реализацией функции. В программе определены критерии выполнения работ, условия выполнения работ и оценочные критерии. Оценочные критерии включают в себя перечень знаний и умений, которыми должен овладеть учащийся 8-9 классов на предпрофиле «Делопроизводство и компьютерная машинопись» по профессиональной компетенции «Создание документов». Одновременно в целостном процессе обучения будут систематически интегрироваться ключевые компетенции, необходимые для успешного освоения профессиональной компетенции.

В настоящее время ведется работа над электронным учебно-методическим комплексам для учащихся 8-9 классов. Опыт показал, что для успешного освоения модульной программы необходимо разработать электронное учебно-методическое пособие по следующей структуре:
• модульная единица, снабженная комплектом обучающих презентаций и опорным конспектом;
• комплект заданий для выполнения самостоятельных практических работ;
• тесты со способами оценивания уровня достижений учащихся.

Включение в электронное учебно-методическое пособие лабораторно-практических работ способствует углублению освоения теоретического материала и активизации познавательной деятельности учащихся. Электронное учебно-методическое пособие будет составлено в соответствии с учебной «Экспериментальной программой по предпрофильной подготовке «Делопроизводство и компьютерная машинопись», предусматривающей 2 недельных часа, т.е. 68 часов в учебном году по направлению «Делопроизводство и компьютерная машинопись».

Педагогическим коллективом кафедры профессионально-ориентированного обучения в апреле месяце каждого учебного года проводится неделя кафедры и профориентационная работа. Проводятся открытые уроки, мастер классы для учащихся 7- х классов. Учащиеся 9-х классов выезжают на экскурсии в учебные заведения города Караганды в сопровождении учителей. В учебных заведениях учащихся знакомят с разными профессиями, проводят экскурсию по аудиториям, библиотеке, мастерским, проводят пробное тестирование.

Учителями кафедры профессионально-ориентированного обучения был проведен мониторинг по самоопределению учащихся 9-х классов за 2012-2013 учебные годы. Результаты следующие:
• учащиеся, отдавшие предпочтение колледжам составляет - 57 %;
• учащиеся, поступившие в профессиональные лицеи – 8%;
• учащиеся, продолжающие образование в 10-11 классах по естественно-математическому направлению – 20%;
• 10-11 классах по гуманитарному направлению в других школах города Караганды – 10%;
• выехавшие в другие страны за пределы Республики Казахстан – 5 %.

 Список литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан - лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» // Индустриальная Караганда.- 28 января 2012 года. - № 11 (21175). - с. 1.
2. Козловская М. Инновационные процессы в практике организаций технического и профессионального образования Карагандинской области// 14 апреля 2009 года.- № 142.- с.3.
3. Дьюи Д., Килпатрик В.Х., Шацкий Е.Т., Блонский П.П. Проектный подход к образованию.
4. Блум Б., Беспалько В.П., Шамова Т.И., Монахов В.М. Технологичекий подход.
5. Система профессионального обучения – «Modules Employable Skills» Международная организация труда.- 1970 год.

Категория: Производственное обучение | Добавил: Ermem | Теги: профориентация, экспериментальная программа, модульная программа
Просмотров: 2495 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]