Формы работы с одарёнными детьми. Статья.
21 Ноября 09, 06:47
Выступление на ГМО
учителя начальных классов МОУ ООШ №15
г.о.Новокуйбышевск Самарской области,
Седых Веры Николаевны


«Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе».

2009 г.

I. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества со¬стоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его предста¬вителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

II. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических - особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важ¬нейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
• имеют более высокие по сравнению с большинством интеллекту¬альные способности, восприимчивость к учению, творческие воз¬можности и проявления;
• имеют доминирующую активную познавательную потребность;
• испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

III. Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви¬тия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в до¬школьном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре¬деленной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче¬нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встре¬чаются в старшем школьном возрасте).

IV. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тай¬ны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло¬вари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различ¬ных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь пре¬творить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поис¬ка в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Этой задаче уделяется большое внимание в МОУ ООШ №15 г.о. Новокуйбышевска, педагогом которого я и являюсь.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:
1. Урочная деятельность (уроки по предметам).
2. Школьные декады.
3. Театрализованные праздники.
4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

1. В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.

2. Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовили и проводили КВН «Знатоки родного языка», познавательную игру «В стране дорожных знаков», виртуальное путешествие «Сказкоград».

3. Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Учащиеся проводили праздники «8 Марта!», «Новый год», выступали с представлениями в детских садах «Светлячок», «Гвоздичка», «Чебурашка», «Ёжик», «Пчёлка». Мной разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (призы, дипломы и грамоты, размещение фотографий учащихся на школьном стенде «Вернисаж»).

4. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

V. Я уделяю особое внимание подготовке учащихся к олимпиадам. По итогам городской олимпиады 2007-2008 учебного года ученица Михайловская Настя заняла второе место по литературному чтению, Марахова Лиза – 7 место по русскому языку, а Поляков Артемий - 10 место по математике. Таким образом, все заявленные на олимпиаду учащиеся вошли в десятку сильнейших учеников города. Это и есть результат моей работы с одарёнными детьми.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.



Категория: Начальная школа | Добавил: sedix | Теги: дети., Одаренные
Просмотров: 24602 | Загрузок: 640 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]