Урок литературного чтения Тема: Сказка как литературный жанр (Проектная деятельность: создание таблицы) Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию. Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре. Оборудование: ИКТ, таблички с надписями «Аналитики», «Экспериментаторы», «Испытатели». Форма работы – групповая. Ход урока: I. Организационный момент Дети пересаживаются по группам в соответствии с табличками. II. Проблемная ситуация. Мы с вами много читали сказок. - Назовите эти сказки. Нами накоплен большой материал и получена информация. Её надо систематизировать. - Какие формы систематизации вы можете предложить? Дети предлагают. Останавливаемся на таблице. III. Формулирование цели задачи проектной деятельности. IV. Подготовка к созданию проекта Повторяем основные этапы создания проекта. Задача – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации. Проводится «мозговой штурм». «Аналитики» подбирают подходящие идеи. На экране появляется «Сборка» Y.Основной этап проекта. «Аналитики» выбирают определение сказки из предложенных трёх. На экране предлагаемые формулировки: 1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных сил. 2) Сказка – это научно-фантастическое произведение. 3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. В первом разделе появляется формулировка. - Что такое сказка? (1) В «Экспериментальной лаборатории» появляются признаки классификации: - по авторству; - по видовым особенностям. Ребята зачитывают отрывки из сказок и называют вид сказок по каждой классификации. Берём прочитанные сказки «Мудрый старик», «Семь Симеонов – семь работников», «Царевна-лягушка»… Ученики называют виды сказок , а «Аналитики» ,с ними соглашаются или нет. На экране появляются эти виды: - богатырские; - волшебные; - поучительные; - о животных; - смешные; - бытовые; - былины «Аналитики» после этой работы называют две классификации и формулируют черты отличия. Ребята читают былину «Как Илья из Мурома богатырём стал». - Назовите ,чем отличается былина от сказки? «Аналитики» называют признаки этого жанра. YI. Этап испытания проекта. «Испытатели» по таблице рассказывают о сказке как о жанре. YII.Итог урока. - Какую цель и задачу мы ставили перед собой на уроке? - Удалось ли нам достичь её? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным? Прилипко Ирина Валерьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 пгт Серышево
|