Основные направления развития речи младших школьников в процессе работы над именем существительным и именем прилагательным
26 Марта 09, 14:42 | |
Опираясь на особенности лексики младших школьников, среди всего многообразия морфологических явлений русского языка мы избрали предметом исследования имена прилагательные и имена существительные. Как показывают исследования речи учащихся начальных классов, имя существительное является преимущественно употребляемым в речи (от 37, 7 до 60%), а имя прилагательное занимает в числе словоупотреблений незначительное место (от 2,7 до 5,9%) [2, с. 73-74]. Имена существительные, употребляемые в речи младших школьников, являются в основном конкретными, реже встречаются вещественные, малую долю составляют абстрактные. Имена прилагательные в большинстве своем качественные, реже относительные. Эти данные свидетельствуют о том, что изучение имени прилагательного и имени существительного с грамматических позиций представляет определенную трудность для младших школьников, так как для полноценной характеристики слова как морфологической единицы необходимо отвлечься от его конкретного лексического значения, увидеть в нем общее категориальное значение предмета, признака, выраженное в особенностях его парадигмы. Сложность заключается еще и в том, что еще до изучения языка в школе ребенок получил житейское, донаучное представление о том, что такое предмет, признак или действие. А на уроках языка ему говорят: «Краснота - это существительное», т.е. часть речи, которая обозначает предмет, хотя для ребенка это признак и он отождествляет слово с прилагательным. Поэтому, при изучении частей речи в начальной школе перед учителем начальных классов встает задача - вооружить детей способами содержательного анализа грамматических значений. Эта задача должна быть, кроме того, подчинена основной цели обучения языку в школе - развитию речи учащихся. | |
| |
Просмотров: 2593 | Загрузок: 245 | |
Всего комментариев: 0 | |