"Работа над ошибками, допущенными в изложении "О картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу"
13 Августа 16, 21:40
Изъянова Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ Локотская СОШ №3

«Работа над ошибками, допущенными в изложении «О картине И.И.Шишкина
 «Утро в сосновом лесу»»
4 класс
Русский язык

Данный конспект содержит подробный анализ детских ошибок, их классификацию. В ходе урока дети учатся видеть свои ошибки и ошибки товарищей и учатся их исправлять сначала коллективно, затем в парах и наконец, самостояятельно.


Цель: Учить учащихся видеть ошибки. 
Задачи: продолжать работу по классификации ошибок, развивать умение видеть тип ошибки, навык её исправления; 
Оборудование: карточки с отпечатанным материалом для исправления; карточки с индивидуальным заданием; памятки для работы над ошибками, орфографические словари 

Ход урока 
1.Оргмомент 
2. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи. 
-Мы написали изложение текста о картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Результат этой работы – созданные вами тексты. 
Но недаром гласит народная мудрость: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Вы старались, но, как бывает, не у всех всё получается гладко. В работе не обойтись без ошибок. 
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Предлагаю вам стать редакторами. 
- Кто такой редактор? 
(человек, специалист, который проверяет и исправляет текст) 
Сегодня вы будете учиться исправлять ошибки, допущенные в изложении. Особое внимание уделим построению текста, построению предложений и точности употребления слов. 
3.Сообщение общих результатов работы. Обсуждение изложений. 
-У нас есть ребята, которые прекрасно справились с работой:(ФИ) 
- Я предлагаю вашему вниманию одно изложение, а вы проанализируйте его. Чтобы вами легче воспринимался текст, посмотрите ещё раз картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». 
-Прочитайте памятку анализа изложения. 
План анализа 
1.Полнота передачи содержания текста. 
2.Последовательность изложения 
3.Как связаны между собой части? 
4.Правильность фактического материала. Точность употребления слов. 
Чтение текста изложения Синего Евгения. 
Анализ изложения учащимися по плану. 
- Но не все справились с работой так хорошо. Есть тексты с ошибками. Приступаем к работе редакторами. 
4. Работа над ошибками 
- Первый этап работы – редактирование смысловых ошибок. Чтобы знать точно, о каких ошибках идёт речь, прочитаем запись на доске. 
Смысловая ошибка - потерян смысл. 
- Возьмите карточку №1. 
1) Прочитайте первую группу предложений. 
Удивительный мир окружает нас. Помогают нам увидеть его художники. 
- Какая здесь неточность? 
- Скажите, мы с вами видим окружающую природу? (Видим) 
- А что нам помогают увидеть художники? (Красоту окружающей природы) 
2) Прочитайте вторую группу предложений. 
Удивительный мир окружает нас - это мир природы. Ведь его красоту нам помогают передать художники. 
- В чём здесь ошибка? Что в этом предложении говорится о художниках? (Помогают передать красоту) 
-Так ли это? Передать красоту? (Нет, увидеть красоту) 
-Прочитайте эту группу предложений в исправленном виде. Запишите с комментированием. Подчеркните слова, в которых были допущены ошибки. 
3) Читаем следующее предложение. 
Играющие медвежата были очень забавными. 
-Что вас насторожило? 
-Посмотрите на картину, разве медвежата исчезли, как только мы о них написали? Они ведь есть на картине и сейчас. А в предложении говорится о том, что они были, а теперь их нет. 
Так в чём ошибка? Как следует сказать о медвежатах? (получились) 
-Запишите предложение в исправленном виде. Подчеркните исправленное слово. 
4) Читаем следующее предложение. 
Деревья гибнут от старости или вихрей. 
- Подумайте, может ли дерево погибнуть от старости или от времени? (Да) 
- А от вихря? Что такое вихрь? 
-Посмотрите на доску, я выписала определение этого слова. 
Вихрь- порывистое круговое движение ветра. 
Буря- ненастье с сильным разрушительным ветром. 
-Могут ли деревья погибнуть от кружащегося ветра в сосновом лесу? (Наверное, нет) 
- Какое слово мы потеряли? (Буря) 
-Прочитайте значение слова «буря» 
-Прочитайте предложение в исправленном виде. 
Итог данного этапа: 
- Что нужно , чтобы не делать смысловых ошибок? 
(Нужно быть вдумчивыми, внимательными) 
-Перейдём ко второму этапу – редактированию речевых ошибок. 
-Какие ошибки мы называем речевыми? 
Речевая ошибка – так говорить нельзя, повторы, слова с другим значением, употребление несочетаемых слов. 
Работаем по карточке №2. 
1) Прочитайте первое предложение. 
Когда смотришь на картины Ивана Ивановича Шишкина, так и хочется попасть в сосновый бор, вздохнуть запах хвои, ощутить босой ногой мягкий влажный мох. 
-В чём здесь ошибка? 
-Наверное, мы устали. Давайте вздохнём – «Ох!». 
А теперь давайте взбодримся. Вдохнём в себя побольше воздуха, выдохнем. 
Есть ли разница в наших действиях: вздыхали – выдыхали. Что можно вдохнуть? (Запах, воздух, аромат) 
А от чего можно вздохнуть? (От усталости) 
-Запишите предложение в исправленном виде с комментированием. Подчеркните слово вдохнуть. 
Итог данного этапа. 
Уважаемые редакторы, что нужно, чтобы не делать речевых ошибок? 
(Знать значение слов, их сочетание друг с другом) 
Работа над фактическими ошибками. 
Фактическая ошибка – нарушение конкретного факта. 
Карточка №3 
1) Прочитайте первое предложение. 
Шишкину помог нарисовать медвежат Николай Савицкий. 
-В чём ошибка? Какой факт нарушен? 
(Константин Савицкий) 
2)– Прочитайте второе предложение. 
Шишкин никогда раньше не рисовал животных, и поэтому ему помог друг художника Николая Савицкого. 
- Посмотрите, вроде бы исправили имя художника – Константин. А всё равно в чём-то нарушен факт. 
-О ком идёт речь в этом предложении? (О друге художника Константина Савицкого) 
-Как записать предложение верно? 
Итог третьего этапа. 
-Как можно избежать фактических ошибок? (быть внимательнее к содержанию) 
- 4 этап работы – логические ошибки 
Логическая ошибка – нет связи между предложениями или частями текста. 
Карточка №4 
-Прочтите предложение на этой карточке. 
Шишкин никогда раньше не рисовал животных, и поэтому изобразить мишек ему помог художник Константин Савицкий – его друг. 
И всё же главное в картине не эти симпатичные животные, а дремучий бор. 
-Какая же связь здесь отсутствует? Что здесь пропущено? 
(Хотя играющие медвежата получились очень забавными, но не это главное в картине. Главное- сосновый дремучий бор.) 
Дополните предыдущее предложение следующим за ним по смыслу, недостающим в записанном отрывке. 
-У нас есть ребята, которые пропустили в своей работе всю 6-ю часть. Какой это вид ошибки? 
(Логическая – нет связи между 5-ой и 7-ой частями.) 
Работа в парах. 
-Какие бывают ошибки мы вспомнили, научились быть редакторами. А теперь проверим, кто был самым внимательным редактором, кто научился видеть ошибки и исправлять их. У вас на партах карточка №5 с отрывком из текста. 
И всё же главное в картине не эти симпатичные животные, а дремучий бор. Все люди живут подальше от леса.(Ф) Наверное сюда никто не заходит и не тревожит.(Лог) И не хочет понять красоту леса.(Ф.) Привольно здесь и человеку, и птице! (Ф) Всё идёт по лесным законам (См.) Только от бурь да от времени гибнут устаревшие(Р)деревья.(устаревшие – вышедшие из моды, употребляется по отношению к вещам) 
Предложения разбираются устно, называется ошибка, исправляется, подчёркивается в карточке. 
Назвать лучших редакторов. 
5. Индивидуальная работа над орфографическими ошибками. 
-Редакторы не только исправляют смысловые, речевые, фактические, но ещё и орфографические, т.е. ошибки в написании слов. Работать будете самостоятельно, каждый над своими ошибками. У вас есть помощники – памятки и словари. Те, у кого нет ошибок работают по карточкам. 
6. Рефлексия 
-Чему научились? 
-Что нового узнали?


Категория: Начальная школа | Добавил: Vesna18 | Теги: русский язык, 4 класс, Утро в сосновом лесу, Работа над ошибками
Просмотров: 2248 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]