12 Сентября 15, 12:58 | |
Сюжетно-ролевая игра с использованием народной куклы и малых фольклорных жанров «Станем детушек растить, уму-разуму учить». (для 1-4 классов) Бразда Ольга Юрьевна, учитель начальных классов МОУ ООШ п.ц.у.совхоза «15 лет Октября» Саратовского района Саратовской области В результате проделанной работы дети познакомятся с особенностями малых литературных жанров УНТ, каждый ученик может быть вовлечен в активный познавательный процесс. Игровые и занимательные моменты, наглядный материал направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературы. Сюжетно-ролевую игру можно использовать во внеурочной деятельности,например, в работе кружков «Куклотерапия» или «Искусство сцены».
Идея интеллектуально-развивающей игры «Станем детушек растить, уму-разуму учить» появилась у нас благодаря двум моментам. Во-первых, в последние годы нам, учителям пришлось столкнуться с тем, что дети довольно плохо знают фольклор - и каждое новое поколение всё хуже и хуже. И народные песни, и считалки, и потешки, и прибаутки остались, видимо, в детстве их бабушек и дедушек, а современные дети подменили прибаутки и потешки страшилками, народные песни – примитивными шлягерами, даже считалки и названия старых игр «американизировались». Из загадок, которые в ходу у детей ушла образность, развивающая фантазию и обогащающая язык, - нынешние загадки ориентированы или на смекалку, или на то, чтобы рассмешить окружающих. Детский багаж пословиц и поговорок очень невелик, а зачастую дети не умеют их объяснить. Поэтому захотелось как-то восполнить эти пробелы в знаниях младших школьников, вернуть их к народным истокам. Во-вторых, в нашей школе уже второй раз работает благотворительная организация «Каритас». Занятия, которые проводят с нами сотрудники этой организации, так и называются «Кукольная терапия». В игровой деятельности мы вместе с нашими учениками мастерим куклы, приобретаем трудовые навыки, формируем хороший вкус. А главное, на наших занятиях происходит общение.
Сначала, мы просто делали куклы. А они были сделаны из разнообразного материала: лоскутков, щепочек, лыка, бересты, соломы, шерсти и даже золы! Но перед нами стал вопрос: А как играть в такие куклы? Мы были не готовы сфантазировать эмоции и чувства кукол, хотя с обычной фабричной куклой наши дети знали, что делать. Тогда, нами были разработаны сценарии практических занятий, развлечений, досугов, где народная кукла стала неотъемлемой частью при изучении фольклора, народной культуры, традиций народов Поволжья, истории, то есть наша игрушка стала многофункциональной. И еще один аспект. Из школы давно исчезло хорошее, полезное общение и сотрудничество младших и старших, когда старшие школьники помогали младшим, были у них вожатыми, играли с ними. А корни этой традиции, если вдуматься, находятся в большой крестьянской семье, где старшие дети всегда были помощниками родителей в воспитании младших сестер и братьев. И ведь школа еще до недавнего времени была большой семьёй…
Объединить школьников в игровой ситуации воспитания и развития ребенка, в игре, основанной на уставном народном творчестве и вековых традициях, - значит хотя бы частично приобщить их к мудрости многовекового опыта, напоить живой водой родного языка и культуры, посеять в детских душах семена «разумного, доброго, вечного». Примечание: За несколько дней до игры со старшими ребятами (4 класс) можно обговорить роли-мамушек, нянюшек, старика-странника.
Интерьер избы прост: лавочки, прялка, люлька, макет русской печи с настоящими чугунками, различной утварью, деревянный столик, игрушки (народные) сделать на уроках технологии или на занятиях кружка «Умелые ручки». | |
| |
Просмотров: 2190 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |