"Его величество Хлеб"
06 Декабря 14, 15:58 | |
Аманжулова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ Брединской сош № 2 п. Бреды Челябинской области «Его величество хлеб!»8-9 лет Этому послужило небрежное отношение ребят к хлебу в нашей школьной столовой. Была проведена предварительная беседа о бережном отношении к хлебу. Готовясь к празднику, ребята поработали с материалами газеты «Сельские новости», смотрели программу «Вести – Южный Урал», посетили школьный краеведческий уголок, сходили на экскурсии на хлебозавод. Ребята встречались с первоцелинниками.Окружающий мир, русский язык, музыка Внеклассное мероприятие было проведено в рамках программы «Разговор о правильном питании». Ученики в доступной форме получают представления о том, как тема хлеба освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом, о технологии выращивания изготовления хлеба. Это мероприятие воспитывает бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развивать представления детей о ценности хлеба как продукта питания. 2.Формировать общее представление о технологии выращивания изготовления хлеба. 3. Расширить знания детей о том, как тема хлеба освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом. 4. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Оборудование: колоски, образцы хлебобулочных изделий, костюмы, таблички с названиями профессий, картинки с этапов выращивания хлеба, лоток с бубликами, фотографии, рисунки, сочинения, презентация. Глашатый 1. Собирайся , народ! Сегодня праздник здесь вас ждёт. Глашатый 2. Приходите, детвора, - Праздник начинать пора. Вместе. Знает старый, знай и млад: Хлеб – всему голова. Ученик 1. Слава миру на земле! Ученик 2.Слава хлебу на столе! Ученик 1.Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. Ученик 2. С караваем соль подносим, Поклоняясь, отведать просим: - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб – соль из рук ! (Вручает хлеб – соль гостям праздника) Ведущий 1. Сегодня пойдёт речь о хлебе. Этому послужило небрежное отношение ребят к хлебу в нашей школьной столовой. Была проведена предварительная беседа о бережном отношении к хлебу. Готовясь к празднику, ребята поработали с материалами газеты «Сельские новости», смотрели программу «Вести – Южный Урал», посетили школьный краеведческий уголок, сходили на экскурсии на хлебозавод. Ребята встречались с первоцелинником Аманжуловым Б. Ж.. Выступление ученика Аманжулов Б.Ж., нам рассказал о том, что когда он приехал в Бреды и выйдя из поезда, он увидел только одну степь, среди которой стояли несколько палаток. Со всех концов необъятной Родины стали съезжаться люди. Весной начали поступать сельхозтехника, трактора, запчасти и другое оборудование. Механизаторы пахали, сеяли и убирали выращенный хлеб. Для перевозки урожая требовался автотранспорт. Так, весной 1954 года была создана «Авторота». Условия были очень плохими, техника находилась под открытым небом, дорог не существовало, были сильные бураны, приходилось вставать в 4 – 5 часов, чтобы разогреть машины. Вот в таких условиях приходилось трудиться, перевозить зерно, строить дороги, возводить совхозы. Ученик 1. Степные машины покоя не знают, Горячую воду моторы глотают. Горячее солнце, нагревшийся воздух, И ночью восходят горячие звёзды. Ученик 2. И капли горячего пота на спинах – Горячее время в совхозах целинных… Пшеница стоит, опалённая зноем. Над степью горячею – марево злое. Ученик 3. Но ветер доносит сквозь горечь полыни. Сквозь запах бензина в горячей кабине, Сквозь гул молотилок, сердец колыханье- Горячего, сытного хлеба дыханье! Выступление ученика Мы поработали с материалами газеты «Сельские новости», узнали, как проходила уборочная компания в этом году. Из – за сильной летней жары уборочная компания началась на полторы недели раньше обычного, но несмотря на жаркую засушливую погоду был выращен добрый урожай. Пришедшие в конце августа дожди изрядно потрепали нервы хлеборобам Брединского района, выбив механизаторов и специалистов из графика уборочных работ. Природа своими капризами испытывала на прочность всех земледельцев, но они сумели собрать неплохой урожай сельскохозяйственных культур, обеспечить животноводство надёжным запасом кормов, а также подготовить почву под урожай следующего года. Такие результаты достигнуты благодаря кропотливой работе с землёй. Да и сами механизаторы стремились все работы делать качественно и в срок. Работы в поле велись круглосуточно. Днём работали молодые ребята, а ночью опытные механизаторы. Обмолот зерновых заканчивался в 3-4 утра с появлением росы. Это позволило до минимума сократить потери зерна. На скорейшее завершение работы нацелены были все – кто занят в страде – комбайны и большой отряд водителей, техобслуга, повара, специалисты и работники зернотоков. И хлеборобы достойно справились со всеми поставленными задачами и убрали урожай. Выступление ученика. В программе «Вести – Южный Урал» показывали, что в День работников сельского хозяйства в Челябинске прошло награждение победителей уборочной компании. Награждение проходило по разным номинациям. Лучшие коллективы были награждены ключами от новых машин, а ещё награждали ценными призами и денежными премиями. Из этой программы мы узнали , что несмотря на засушливое лето урожай собрали вдвое больше, чем в прошлом году. Выступление ученика. В начале учебного года мы посетили школьный краеведческий музей. Собирали материал про элеватор. Брединский хлебоприёмный пункт предназначен для приёма, подработки и хранения зерна. Там имеется 36 складов для хранения зерна, мельница. За последние 4 года появились: хлебопекарня и макаронный цех. На хлебоприёмный пункт имени Григоровича везут зерно отовсюду. Самые дальние из Башкирии и Оренбургской области. Сюда поставляют высококлассное зерно. Основные процессы приёмки , отгрузки зерна полностью автоматизированы, действует электронное оборудование. Хорошо оснащена весовая и лаборатория по определению качества зерна. Особая гордость – железнодорожные весы. Зерно с этого хранилища поступает в Челябинск, где оно перерабатывается в муку, всевозможные крупы и кондитерские изделия. Выступление ученика «Как пекут хлеб» «Мы были на экскурсии на хлебокомбинате и видели, как получается хлеб, который мы едим каждый день. Сначала замешивают тесто в специальной машине. Она называется «тестомес». Было интересно смотреть, как он работает. После тестомеса замешенное тесто раскладывают по формам. Их ставят в печь и выпекают. На хлебозаводе пекут ещё разные булочки, пироги, пирожные и другие изделия. Нас угощали вкусной сдобой. Ещё нам рассказывали, что весь процесс выпечки хлеба будет автоматизирован. Уже завезли новое оборудование. Но главное в производстве хлеба не машины, а люди. Они с доброй душой и любовью относятся к своему делу. Поэтому и хлеб получается вкусный. Большое им за это спасибо! С нашего хлебозавода хлеб развозят по магазинам. А также привозят хлеб и различную выпечку с Варненского и Карталинского хлебозаводов. (Появляются Зелибоба, Бусинка и Кубик). Зелибоба. Бусинка, Кубик! Идём скорей, а то опоздаем, ничего не узнаем. Сегодня на Улице Сезам праздник устроила детвора. Кубик. Стой, Зелибоба! Давай сначала поздороваемся с друзьями. Здравствуйте, друзья! Бусинка. Здравствуйте, ребята и взрослые. Зелибоба. Здравствуйте, здравствуйте! Ведущий 2. Здравствуйте, друзья. Проходите скорее сюда. Праздник мы здесь начинаем, Хлеб на земле восхваляем. (Герои проходят, садятся вместе с детьми) Зелибоба. У-у-у , как скучно. Я - то думал повеселиться, а вы тут о хлебе говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более, я хлеб совсем не ем, вот пирожные да торты – это другое дело! Ведущий 1. Не спеши, Зелибоба! Рассказ о хлебе может быть очень интересным! Знаешь ли ты, к примеру, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне? Сначала они ели сырые зёрна, затем научились растирать их камнями и смешивать с водой. Археологи установили, что первый хлеб был в виде каши. Затем египтяне научились разрыхлять тесто путём брожения, используя хлебопекарные дрожжи и скисшее молоко. Древние египтяне считали, что чёрствый хлеб помогает при заболеваниях желудка. А английские солдаты в период войн лечили насморк, нюхая буханку свежевыпеченного хлеба. В музее швейцарского города Цюриха словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому… 6 тысяч лет! Учёные нашли его на дне озера. Когда-то очень давно он попал в густой ил, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Ведущий 2 . На свете я видела хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом. Он отдыхал, накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко, Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка, Ни крошки, ни корки, ломоть до конца. Ведущий 1. Кстати, любимые тобой пирожные да торты – ближайшие «родственники» хлеба, поскольку все они сделаны из муки. Так что узнать что-то новое о хлебе тебе стоит! А ребята тебе помогут! (Группа детей в народных костюмах поют песню и инсценируют её) Землюшка- чернозём, Землюшка – чернозём. (идут по кругу) Чернозём, чернозём, Землюшка- чернозём. ( притопы на месте) Тут пшеничка выросла, Тут пшеничка выросла, Выросла, выросла, Тут пшеничка выросла. ( все садятся на корточки и постепенно начинают подниматься) У пшенички колоски, У пшенички колоски. И туги, и золоты У пшенички колоски. ( вытягивают вверх руки и поворачивают их, уходят и теряют колосок) Отрывок из русской народной сказки «Колосок». Петух. Круть и Верть, сюда бегите, Что нашёл я, поглядите! (показывает) Это мне за труд награда. Круть и Верть. (хором) Обмолотить его бы надо. Петух. Конечно! Только колосок Кто обмолотит нам? Круть. Не я! Верть. И чур не я! Петух. Тогда обмолочу я сам. ( уходит с колоском) Ведущий. Петушок молотит колосок, А мышата бегают: прыг, скок. Круть и Верть. (хором) Как прекрасно мы живём, Мы живём, мы живём. Дружно пляшем и поём, И поём , и поём. Петух. (возвращается с мешком в руках) Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть, Не хотите ли в мешок мой заглянуть? Я работал долго, сколько было сил. Гляньте, сколько я зерна намолотил! Круть и Верть. ( хором). Чтоб состряпать пироги, Надо намолоть муки. Петух. Кто ж на мельницу пойдёт? Муки намелет, принесёт? Круть. Чур не я! Верть. И чур не я! Петух. Снова очередь моя. (уходит молоть) Ведущий. Взвалил на плечи он мешок, На мельницу сам поволок. А мышата бегают, резвятся, Топают ногами, веселятся . Круть и Верть. (хором). Как прекрасно мы живём, Мы живём, мы живём Дружно пляшем и поём, И поём, и поём. Петух. (возвращается с мешком муки) Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть. Не хотите ли в мешок мой заглянуть? Я работал долго, сколько только мог. И муки нам намолол большой мешок. Круть и Верть. ( хором). А теперь из смолотой муки Надо бы испечь нам пироги. Петух. Я хочу, мышата, вас спросить: Кто же тесто будет нам месить? Круть. Чур не я! Верть. И чур не я! Петух. Снова очередь моя! ( начинает месить тесто) Ведущий. Замесил петушок тесто, Огонёк в печи разжёг, Все дрова сложил на место И пирог в печи испек. Зелибоба. Ой, что-то я не всё запомнил! С чего же всё начинается? Сначала зёрна перемалывают, а потом – то, что получилось – высевают на поля? Ведущий 2. Да нет, Зелибоба! Ты всё перепутал! Ну, ребята, помогите Зелибобе! ( Дети называют этапы выращивания и приготовление хлеба: вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. За правильные ответы дети награждаются колосками, которые им вручает Кубик.) Ведущий 1. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите на таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу, и объясните свой выбор. Таблички: Артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер. Зелибоба. Ой, а почему никто не назвал профессию артиста? Кубик. Зелибоба, ну какой ты смешной! Разве артисты выращивают хлеб? Разве артисты готовят булочки или караваи? Зелибоба. Зато артисты своим мастерством помогают хлеборобам – поднимают настроение весёлыми песнями, музыкой! Частушки: Эй, девчушки – хохотушки, Начинайте петь частушки, Начинайте веселей, Чтоб порадовать гостей. В хуторке мы все живём, Сушки, пряники жуём. Мы частушек много знаем И сейчас для вас споём. Прянички печатные- До чего нарядные! Мы не сразу их съедим, А сначала поглядим. Но не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук. Дождик, дождик, поливай – Будет славный урожай: Будет белая пшеница, Будет рожь и чечевица. Взором радостным окинем Даль бескрайнюю полей. Слава тем, кто любит землю, Тем, кто трудится на ней! Зелибоба. И без портного хлеба тоже не будет, ведь портной одевает тех людей , которые выращивают хлеб. Бусинка. И , конечно, хлеба не будет без учителя! Ведь учитель учит и комбайнёра, и агронома, и пекаря, и кондитера. Ведущий 2. Я думаю, что прийти на стол караваю помогают все люди, которые любят и знают своё дело. И какой бы ни была их профессия ,их можно назвать одним словом - мастера! Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря , океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остаётся хлебом. Ведущий 1. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково удивительное свойство этого главного продукта питания. Попробуйте представить завтрак, обед, ужин без хлеба, булочек или печенья. Нет, это не возможно! И суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай сопровождают бутерброды. Ведущий 2. Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью. Про хлеб говорили так « Хлеб – всему голова!», «Хлеб – мать всех кушаний» Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле – матушке, просили о богатом урожае. В храме служили молебен и обходили поля с иконами и зажженными свечами. Ведущий 1. Перед тем как начинать весеннюю пахоту крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за приметами окружающей природы. К вспаханной борозде прикасались раскрытыми ладонями, примечали, если от неё исходят холод и влага, то сеять рано, а веет теплом, то пора начитать сев. Поле вспахивали на лошадях, запряженных в плуги. Летом хлеба наливаются зрелостью, поспевают. Колосья становятся тяжёлыми, полными зёрен. У хлеборобов начинается горячая пора, которая издавна называется «страдой». Ведущий 2. Святое дело – вырастить хлеб. Плакат. ИЗ ЗЁРНЫШКА ПШЕНИЦЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОКОЛО 20 МИЛЛИГРАММОВ МУКИ ПЕРВОГО СОРТА. НА ВЫПЕЧКУ ЛИШЬ ОДНОГО БАТОНА УХОДИТ 1200 ЗЁРЕН. ЕЖЕДНЕВНО В СТРАНЕ ВЫПЕКАЕТСЯ 82 ТЫСЯЧИ ТОНН ХЛЕБА. В МИРЕ ИЗВЕСТНО БОЛЛЕЕ 750 ВИДОВ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ. Ведущий 1. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В Музее революции в Москве хранится кусочек хлеба тех дней. Как попал хлеб 1919 года? Оказалось , что эти 50 грамм чёрного хлеба передал музею старый член партии пенсионер Н.Г.Добудагло .Как же дорого доставался ему кусочек чёрного хлеба, если через всю жизнь человек пронёс его! Ведущий 2. В Музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Ученик. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба, Блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. Ведущий 1. Ленинградский блокадный хлеб. Как он мал, 125 - граммовый кусочек хлеба, в котором, было только семь процентов настоящей муки. Остальное горелое зерно, с почти несъедобными добавками. Но даже за таким хлебом надо было выстоять огромную очередь. Хлеб выдавали по карточкам. «При утере карточка не возобновляется» - предупреждала надпись на карточке. Случалось, ослабевшие люди теряли карточки, а вместе с ними и жизнь. Ведущий 2. Сегодня на полках магазинов хлеб у нас пшеничный и ржаной, булочки, батоны, бублики. Это богатство – наше завоевание, наше счастье. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, кто не изведал голодного лиха, не ценят хлеб. Ведущий 1. Не топчи хлеб, не бросай его. И не хвастай, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь. Это не твоя личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле когда-то и живёт сейчас. Ведущий 2. Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни, судьба хлеба зависит от каждого из нас. Входит Продавец бубликов . Продавец. Почтеннейшая публика, Покупайте бублики. Бублики с маком, Бублики с таком. Покупайте бублики- Лучшие в республике. Кому за пятак, Кому отдам просто так. Хотите верьте, хотите - нет, Но в этих бубликах есть секрет. Зелибоба. Ой, сюда, сюда, продавец. Я сейчас пять, нет – десять бубликов сразу съем. Продавец. Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, за так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться – отгадай загадку. Вырос в поле колоском, На столе лежит куском. (хлеб) Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок. В землю тёплую уйду, К солнцу колоском взойду. В нём тогда таких, как я, Будет целая семья. (зерно) Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (колос) С неба солнце золотое Золотые льёт лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи. (пшеница) Дети за каждую отгадку получают бублик. Оставшиеся бублики раздаёт в качестве поощрения. Ведущий 1. Какие вкусные бублики вы получили в награду! А вы знаете, что ещё можно приготовить из муки? ( дети называют). Зелибоба. Какие вы молодцы! Благодаря вам, ребята, я так много нового и интересного узнал о хлебе и его ближайших «родственниках» - продуктах, приготовленных из муки! Ведущий 2. Действительно, мы сегодня узнали с вами много нового. А хотите увидеть, сколько? Давайте вместе сложим наш «сноп» знаний. Соберите вместе все колоски, которые вы получали за правильные ответы. Дети составляют сноп. | |
| |
Просмотров: 2155 | Загрузок: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |