15 Мая 10, 18:05 | |
Участники: * Ведущий – учитель физики. Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели физики, повторительно-обобщающего урока по астрономии или приурочено ко Дню космонавтики. Время: 2 урока по 40–45 минут. Конкурс № 1. “В Солнечном царстве космическом государстве”. Ведущий: “Красота звездного неба пробуждает в нас высокие и светлые чувства, его тайны призывают разум к размышлению, исследованию Вселенной – огромной области. Планета Земля затерялась в этом мире малой пылинкой. Но нам повезло с нашей родной планетой: ни на одной из ее сестер, обращающихся вокруг Солнца, нет условий для высокоорганизованной жизни. Нам повезло с Солнцем: это спокойная, почти не пульсирующая звезда (а ведь есть звезды – убийцы, опасные для планет)”. “Я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по Солнечной системе, в котором мы получим общее представление о небесных телах, составляющих нашу планетную систему”. “Приложение 1” можно получить у автора статьи. По окончании просмотра слайд-шоу разыгрываются вопросы по теме 1 конкурса. За верный ответ, команда получает звезду. Победитель определяется в конце игры простым большинством набранных звезд. Вопросы конкурса № 1 (ответы указаны в скобках): 1. Назовите планеты Солнечной системы, в последовательности начиная от Солнца. (Меркурий, Венера, земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Конкурс № 2. “Знакомые лица”. “Приложение 2”. Ведущий: “Мироздание очень сложно. Понять природу наблюдаемых явлений, узнать, как они возникают и развиваются, человек стремился всегда. Сегодня астрономы уже почти не смотрят глазом в свои телескопы. Другие, сверхчувствительные приборы сообщают информацию прямо в компьютеры, которые быстро и эффективно обрабатывают ее. Космические аппараты, чудо 20-го века, предоставили человеку возможность напрямую изучать объекты Солнечной системы, что привело к каскаду поразительных научных открытий. Но и раньше человечество всегда пыталось разгадать тайну мироздания”. “Вашему вниманию предлагается по фотографии ученого назвать его имя и заслуги в астрономии”. Слайд № 2. Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160) Древнегреческий ученый, последний крупный астроном античности. Дополнил звездный каталог Гиппарха. Соорудил специальные астрономические инструменты: астролябию, армиллярную сферу, трикветр. Описал положение 1022 звезд. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли (используя представление видимого движения небесных тел при помощи комбинаций круговых движений – эпициклов), позволявшую вычислить их положение на небе. Слайд № 3. Джордано Бруно. Слайд № 4. Галилей (Galilei) Галилео (1564–1642) Первые известия об изобретении в Голландии подзорной трубы дошли до Венеции уже в 1609 году. Заинтересовавшись этим открытием, Галилей значительно усовершенствовал прибор. 7 января 1610 года произошло знаменательное событие: направив построенный телескоп (примерно с 30-ти кратным увеличением) на небо, Галилей заметил возле планеты Юпитер три светлые точки, это были спутники Юпитера (позже Галилей обнаружил и четвертый). Повторяя наблюдения через определенные интервалы времени, он убедился, что спутники обращаются вокруг Юпитера. Это послужило наглядной моделью кеплеровской системы, убежденным сторонником которой сделали Галилея размышления и опыт. Изобретение телескопа позволило обнаружить фазы Венеры и убедиться, что Млечный Путь состоит из огромного числа звезд. Открыв солнечные пятна и наблюдая их перемещение, Галилей совершенно правильно объяснил это вращением Солнца. Изучение поверхности Луны показало, что она покрыта горами и изрыта кратерами. Слайд № 5. Гюйгенс (Huygens) Христиан (1629–95) Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Открыл кольцо у Сатурна и спутник Сатурна Титан. Слайд № 6. Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473–1543) Создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении “О вращениях небесных сфер” (1543). Слайд № 7. Кеплер (Kepler) Иоганн (1571–1630) Предположил, что природа планет родственна земной. Кеплер был сторонником идей Коперника о том, что планеты обращаются вокруг Солнца. На основе многолетних наблюдений, выполненных Тихо Браге, он открыл законы движения планет (законы Кеплера – 1609, 1602, 1618 года) и составил эфемериды. Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр – двояковыпуклые линзы. Выведенные из наблюдений законы Кеплера были использованы впоследствии Ньютоном для обоснования закона всемирного тяготения. Слайд № 8. Ломоносов Михаил Васильевич (19.XI.1711–15.IV.1765) Открыл атмосферу на Венере. Слайд № 9. Ньютон (Newton) Исаак (1643–1727) Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Построил первый зеркальный телескоп. Исаак Ньютон был торжественно похоронен в Вестминстерском аббатстве. Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией “Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого”. Слайд № 10. Лебедев Петр Николаевич (24.II.1866–1.III.1912) В 1909 Лебедеву удалось решить труднейшую экспериментальную задачу – установить и измерить давление света на газы. Исследовал также роль вращения Земли в возникновении земного магнетизма. Лебедев создал первую в России физическую школу, его именем назван Физический институт АН СССР. Слайд № 11. Циолковский Константин Эдуардович (1857–1935) Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро – и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники. В философско-художественном эссе Циолковский развивал “космическую философию”, которая опирается на идею “атома” – бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Космическая утопия Циолковского предполагает расселение человечества в Солнечной системе и других звездных мирах, а в будущем полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные “животно-растения”, непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Идеи Циолковского легли в основу т. н. русского космизма. Конкурс № 3. “Уходят в космос корабли. Летящие среди звезд”. “Приложение 3”. Ведущий: “Человечество с незапамятных времен стремилось преодолеть земное притяжение и вырваться за пределы нашей планеты. В середине 20-го века удалось осуществить эту мечту. И кажется что вот-вот космические путешествия к планетам, ближайшим галактикам станут реальными – космические туристы отправляются в космос наравне с подготовленными космонавтами”. Вопросы по конкурсу 3 с учетом презентации. Далее указаны вопросы, а ответы на соответствующие вопросы даны в скобках: 1. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 г.) Конкурс № 4. “На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы”. “Приложение 4” можно получить у автора статьи. Ведущий: “Наступила очередь очередного космического путешествия по нашей Галактике. Здесь находятся мириады звезд, их более сотни миллиардов. Одна из них – наше Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Существуют звезды горячие и холодные, одиночные и скопления звезд. Есть и другие космические образования – диффузные и планетарные туманности, остатки вспышек сверхновых звезд. Но существует и внегалактическая вселенная. Там имеются сотни миллиардов галактик, некоторые похожи на нашу, а некоторые значительно отличаются от нее. Из ближних галактик, Составляющих местную группу, мы перенесемся к границам вселенной. Мощные телескопы в состоянии продемонстрировать нам скопления галактик и загадочные галактические ядра”. “Еще в 1584 году, Джордано Бруно в своей книге “О бесконечности, Вселенной и мирах” писал: Существуют … бесчисленные Солнца, бесчисленные Земли, которые кружатся вокруг своих Солнц подобно тому, как наши планеты кружатся вокруг нашего Солнца. Между бесчисленными звездами существует множество других Лун, множество других миров … И быть может на пыльных дорожках далеких планет останутся наши следы”. По окончании просмотра слайд-шоу ведущий задает вопросы (в скобках указаны ответы): 1. Что такое галактика? (Галактика – гигантская звездная система). Конкурс № 5. “Наш дом – планета Земля. Лунная мозаика”. “Приложение 5” можно получить у автора статьи. Ведущий: “История Земли, так же как и Солнечной системы в целом, насчитывает примерно 4,5 миллиарда лет. Наша планета прошла в своей эволюции длинный и сложный путь. Вначале из-за очень высокой температуры Земля пребывала в расплавленном состоянии. Именно этим объясняется тот факт, что вещества с высокой плотностью – железо, никель – находятся на глубине и ближе к центру планеты, в то время как более легкие элементы, например силикаты различных металлов, остались на поверхности. Затем температура планеты понизилась, и она начала твердеть. Если рассматривать нашу планету из космоса, можно сделать вывод, что голубой цвет – цвет океанов – превалирует. Ведь известно, что 2/3 поверхности покрыто водой и ее роль в происхождении жизни на Земле доминирует. Также можно рассмотреть затемнения и сушу, выступающую над поверхностью воды. Наша планета, как и другие планеты Солнечной системы, совершает 2 основных движения: вокруг собственной оси и вокруг Солнца. И, наконец, наша планета имеет естественный спутник – Луну, которая чем-то обиделась на нас и ни за какие сокровища не покажет нам другую сторону. Ее холодный вид всегда вызывал у людей неоднозначные чувства. Фазы Луны и в настоящее время оказывают большее влияние на жизнь человечества”. Вопросы по конкурсу 5 с учетом презентации, (ответы на соответствующие вопросы указаны в скобках): 1. С какой скоростью вращается Земля вокруг Солнца? (30 км/с или 107 000 км/ч). Конкурс № 6. “Земля в опасности!? Возможно ли это?”. Ведущий: “Каждую безоблачную ночь открываются нашему взору множество далеких звезд. Эти небесные тела таят в себе многие загадки Вселенной. Порой мы наблюдаем на небе необычные явления: появляется косматая небесная странница, среди дня вдруг “гаснет” Солнце, ночью Луна утопает в красно-багровом океане, темной ночью начинается “звездный дождь”, стремительно пролетает по небосклону яркий огненный шар и на землю падает “небесный камень”. И все – таки наша планета в опасности? Возможно ли это?” “Приложение 6” можно получить у автора статьи. Далее просмотр слайд-шоу. Конкурс № 7. “Астрономическая статистика”. “Приложение 7”. После просмотра презентации вопросы, (ответы указаны в скобках): 1. С какой скоростью распространяется свет в вакууме? (300 000 км/с). Конкурс № 8. “Фильм. Фильм. Фильм. Фильм!”. “Приложение 8”. 1. Слайд № 1. Название конкурса. Итоги. Ведущий подводит итоги, команда, набравшая наибольшее количество звезд, становится победителем.
| |
| |
Просмотров: 6420 | Загрузок: 188 | |
Всего комментариев: 0 | |