Проблемы современного исторического образования
10 Декабря 09, 16:26 | |
Из опыта работы Горбенко Марии Петровны, учителя истории и обществознания, МОУ СОШ № 32 г. Краснодара, Краснодарский край, Россия. Победитель ПНПО «Лучший учитель общеобразовательных учреждений России», 2007 г. Проблемы современного исторического образования Сегодня, пожалуй, никто не станет возражать против того, что от успеха модернизации школьного образования в целом, и историко-обществоведческого образования в качестве его центрального звена, во многом зависит воспитание и обучение школьников, как граждан России и, следовательно, судьба поступательного развития нашего общества. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения. Всем педагогом – историкам приходится искать для себя ответы на вопросы, определяющие приоритеты своей деятельности. К их числу можно отнести следующие: 1.Зачем школьники изучают историю? 2.История в школе воспитывает или развивает учащихся? 3.Нужна ли российская концепция исторического образования? Кто сегодня на практике определяет и реализует концепцию исторического образования: федеральный центр, регион или конкретный учитель? 4.Образовательный стандарт реализует содержание образования или общие требования к нему? 5.Вопрос о преемственности требований к содержанию образования в начальной, основной, средней и высшей школе. 6.Особенно остро стоит вопрос о требованиях к вступительным экзаменам в вузы и их адекватности исторической подготовке выпускников школ. Школьный учебник, количество часов – не позволяют подготовить к ЕГЭ. 7.Современные программы и учебники, право автора учебной книги на интерпретацию исторического факта, а учителя и ученика – на собственную позицию, на личностное отношение к прошлому. 8.Требования к учителю, регламентация его профессиональной деятельности и степень свободы, как гражданина и профессионала не всегда совпадают. 9.Отсутствует согласованность процедур повышения квалификации и содержания аттестации. 10.Дистанция между ментальностью поколений существенно увеличилась. Поколения среднего и старшего возраста трудно воспринимают ценностный мир учащегося. 11.Увеличение информационного и ценностного разрыва между поколениями нарушает существовавшее раннее в образовании относительное равновесие. 12.Проблема ценностной оценки исторического наследия. Историческое образование сегодня - один из наиболее сложных и противоречивых элементов системы образования. Отказ от государственной идеологии, элементы анархии в общественной жизни привели к тому, что с одной стороны, процесс преподавания истории стал более личностно-окрашенным, интересным и разнообразным. С другой стороны, происходит размывание целостности, утрата национально-культурного ядра исторического образования. Порой «самостоятельная позиция» учителя - это содержательный и методический непрофессионализм. Необходима разумная регламентация деятельности школ и педагогов, определение нормативных требований. История является одним из важных предметов в школе, эта дисциплина аккумулирует весь предшествующий социальный опыт человечества, воспитывает человека и гражданина. | |
| |
Просмотров: 4823 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |