«Экономико-географическое положение Германии»
11 Октября 16, 05:52
Обухова Надежда Викторовна,
учитель географии
КГУ "СШ № 12" г. Житикара, Костанайской области

«Экономико-географическое положение Германии»
 Методическая разработка урока
11 класс
география

Данная методическая разработка урока географии предназначена для помощи учителям географии при планировании урока по теме «Общая характеристика ЭГП Германии».
Ссылки на интерактивные источники, указанные в разработке,  дают краткую информацию о стране,  географическом положении, политическом устройстве, о государственной символике, о природных и архитектурных достопримечательностях. Урок проводится в нетрадиционной форме – работа в творческих группах и построен  на элементах технологии модерации с использованием АМО (активных методов обучения).

Цели урока: 
сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях географического положения Германии; проанализировать элементы экономико-географической характеристики страны: географическое положение, природно-ресурсный потенциал;
познакомить учащихся с основными этапами составления комплексной экономико-географической характеристики страны;
усовершенствовать практические навыки учащихся работать с комплексными картами атласа и другими источниками картографических знаний;
развивать умения частично-поисковой и познавательной деятельности;
формировать познавательную активность, расширить кругозор.

Оборудование: политическая и  физическая карты Зарубежной Европы, учебник географии  11 класса, атлас, технические средства (компьютер, проектор, ресурсы Интернет).

Тип урока: комбинированный - изучение  нового материала с частичным закреплением изученного.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы работы на уроке:  объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый.

Формы работы на уроке:  групповая, парная, коллективная, индивидуальная.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Положительная мотивация учащихся.
3. Вхождение в тему урока. 
1) Коммуникативная атака: Узнай страну – ассоциации.
Учащиеся работают с презентацией по теме урока. Задание: определить по предложенному слайду тему урока. Обосновать свой ответ.

2) Постановка цели и задач урока.
Учащиеся, познакомившись с темой урока, определяют цель и задачи урока при коррекционной поддержке учителя.

3) Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
Фронтальная беседа:
- Какие государства входят в состав региона Западная Европа? Какие из них наиболее развиты?
- Какие преимущества географического положения стран Западной Европы определяют экономическое развитие региона?
- Какие отрасли промышленности Западной Европы являются ведущими? Как размещаются предприятия этих отраслей?

4. Изучение нового материала:
План:
1.«Визитная карточка» страны.
2.Особенности ЭГП страны.
3.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Вводное слово учителя:
- На сегодняшнем уроке мы попытаемся выявить причины экономического развития Германии и те факторы, которые определили успех этого развития. В XX в. Германия была основной зачинщицей обеих мировых войн, в обеих потерпела поражение, причём после второй была разделена на две части: восточную — ГДР и западную — ФРГ, хозяйство которых было одинаково разрушено. Объединение Германий стало ярчайшим событием, поскольку оно, помимо изменения экономической ситуации в объединенной стране, повлияло на расстановку сил во всем мире.

Работа учащихся в творческих группах по плану.
Задание для группы № 1: Пользуясь различными источниками географических знаний составить «Визитную карточку страны»

План описания:
1. Принадлежность страны к части света и историко-географическому региону.
2. Площадь территории,  государственное устройство столица.
3. Пограничные государства.
4. Моря и океаны, омывающие границы государства.
5. Природные условия (рельеф, климат, природные зоны) и природные ресурсы. 
6. Численность населения, государственный язык и религия
План описания страны в инструкционных картах и в презентации к уроку (выводится на интерактивную доску).
Источники информации: Карты атласа, учебник 11 класса §19[1]; 
Источники Интернет:  [2,6]. 

Задание для группы №2: дать Физико-географического положения страны , пользуясь различными источниками географических знаний: карты атласа, учебник [1]; ресурсы Интернет  [2,6]; дополнительные источники информации (справочные пособия).
План описания ФГП страны:
1. Характеристика рельефа и климата.
2. Наличие рек и озер. Наличие выхода к морям?
3. Природно-ресурсный потенциал: минеральные , водные , лесные, почвенные, агроклиматические, рекреационныересурсы.
Проблемное обсуждение: Сделайте предположение, какую роль данные природные ресурсы играют в хозяйстве страны.

Задание для группы №3: пользуясь различными источниками географических знаний: карты атласа, учебник [1]; ресурсы Интернет[2,6]; дополнительные источники информации (справочные пособия),  дать характеристику «Политико-географического положения государства».
1. С помощью карт атласа определите: С какими государствами граничит Германия и степень их развитости? Насколько выгодно это соседство? 
2. Принадлежность к военным блокам и влияние на положение страны на мировой арене

Спикеры групп осуществляют взаимообучение в группах.

5. Частичное закрепление изученного материала.
1) Проблемное обсуждение:
1. Место Германии по площади среди стран Западной Европы? 
2. Как это влияет на развитие экономики?
3. Какие особенности природных условий и природных ресурсов могли повлиять на структуру и развитие отраслей народного хозяйства Германии?
4. Как повлияло объединение Германии на геополитическое положение страны?
5. Какие немецкие фирмы, производящие автомобили, вы можете назвать? Все ли они являются полностью германскими?
6. Место, занимаемое страной в мировой экономике?
7. Какую роль в экономике Германии играют новейшие технологии?

2) «Блиц-турнир» - Закончи предложение:
По численности населения Германия занимает  ------  место в Западной Европе.
В последнее десятилетие численность населения существенно выросла за счет -------
К какой языковой семье и группе относится самый многочисленный народ Германии? (Индоевропейская семья, германская группа) 
Какие товары экспортирует страна?
Основой международной специализации является…

3) Работа на контурной карте: Обозначить границы Германии и страны-соседи, столицу, крупные реки, порты, полезные ископаемые.

4) Компьютерное тестирование с выдачей сертификата о результатах тестирования: http://qps.ru/O8Qy5 [4].

7. Итог урока.

8. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Чему бы хотели научиться у Германии?

9. Домашнее задание:
§ 19 – номенклатура темы; 
Закончить оформление контурной карты.
Творческая работа на тему «Как развивалась бы экономика Германии, если бы она победила во II мировой войне».

10. Релаксация
Просмотр видеофрагментов «Самые красивые места Германии»
http://qps.ru/mghls [5]


Категория: Общеобразовательные дисциплины | Добавил: nadob64 | Теги: ГЕРМАНИЯ, география, урок
Просмотров: 2153 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]