06 Июня 10, 14:50 | |
Цели (литература): * анализ страниц дневника Печорина; Цели (психология): * ознакомление с понятиями "характер”, "черты характера”; Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа "Герой нашего времени”, диски с музыкой. На доске эпиграф: Я и садовник, Ход урока Звучит музыка Бетховена "Лунная соната” Учитель: - Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни). - На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире). Логическая цепочка. Внутренний мир героя – психология души – психологический портрет личности. Давайте рассмотрим данную цепочку. Психолог: -Можно ли увидеть внутренние качества человека? (ответы учащихся) -Правильно, нет. Но они проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. В русском языке много слов, обозначающих различные внутренние качества человека. Например: работоспособный, трудолюбивый, ленивый, веселый….(учащиеся продолжают ряд). Итак, слово личность происходит от слов "лицо”, "личина”. В древнегреческом, а затем и в древнеримском театрах актер выходил на сцену в маске, (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера – комика или злодея. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности. Психологический портрет личности включает следующие основные свойства: * темперамент Учитель: - Каков же психологический портрет Печорина? * темперамент - холерик Психолог: - Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию "характер”? - Как влияет характер человека на его отношения с окружающими? - Как влияет характер на успехи в школе, в жизни? Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое отношение. - А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности) Характер проявляется в совокупности устойчивых черт поведения. Он формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества. Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей. Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности. Учитель: Печорин – сложная противоречивая личность. "Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его” - так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе? - Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Психолог: - Давайте познакомимся со своими характерами. Психологическое упражнение "Мой характер” Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная. Задание: * Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности). Учитель: - Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя) Психолог: Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. В заключении я хочу рассказать вам сказку о Деревьях - Характерах. (музыка, слайды) Сказка о Деревьях – Характерах. И. Вачков В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами. У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле. Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно? Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, только внимательно изучая самого себя и свои поступки. Учитель: М. Ю. Лермонтов знает, что "исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава. Осудите сначала себя самого, | |
| |
Просмотров: 6824 | Загрузок: 5 | |
Всего комментариев: 0 | |