Из опыта работы Чуйкиной Ирины Борисовны, учителя русского языка и литературы, МОУ СОШ № 32, г. Краснодар, Краснодарский край, Россия
Актуальность темы. Здоровье – тема, волнующая человечество на протяжении многих веков, тема, к которой столько раз обращались ученые, особенно медики, и которая до настоящего времени таит в себе огромную массу неизвестного, еще непознанного. Прогресс науки и техники ставит человечество в условия весьма напряженной жизни. Высок уровень компьютерных технологий; самолеты, автомобили, электропоезда значительно увеличили скорость перемещения человека; радио и телевидение обрушили на него дополнительно колоссальный поток информации. Естественно, возникают вопросы: как же, несмотря на столь разительные перемены условий существования, современные люди в своем большинстве остаются здоровыми? Что это за удивительные механизмы, позволяющие человеку в данной ситуации сохранять здоровье и работоспособность? Предложенный мною вариант проведенного урока по развитию речи в 7 классе «Лет до ста – без старости!» расскажет об умении быть здоровым, о профилактике заболеваний, которая доступна каждому (в том числе) и ученику, и учителю, и от которой, в конечном счете, будет зависеть здоровье нации. Тема: «Лет до ста – без старости!»
Цели: 1. заставить учащихся задуматься о состоянии своего здоровья, расширить их знания о существовании колоссальных, но не беспредельных резервов, таящихся в человеческом организме; 2. предложить учащимся задуматься о состоянии окружающей среды, пробудить желание заботиться о ней; 3. развитие речи учащихся. Оборудование: свежие овощи, фрукты, соки, молоко, мед, орехи. Ход урока. I. Организационный момент. II. На доске записан эпиграф: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Г. Гейне «Все здоровые люди любят жизнь». Г. Гейне III. Вступительное слово учителя о теме и цели урока. Вопрос «Почему мы здоровы?» - далеко не праздный и ответить на него не так просто, как кажется на первый взгляд. В самом деле, многочисленные факторы внутренней и внешней среды оказывают постоянное воздействие на организм человека, изменяя тем самым обычное течение его физиологических функций. И, тем не менее, здоровый человек не только легко переносит все эти воздействия, но и самое главное – остается здоровым. В чем же тут дело? Об этом мы сегодня и поговорим. IV. Лексическая работа. - Каково лексическое значение слова «здоровье»? Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма. (по словарю С.И. Ожегова) V. Слово учителя. Ребята, попробуйте догадаться, какое отношение к теме сегодняшнего урока имеют предметы, лежащие перед вами: Яблоки, мед, орехи, молоко, фруктовые соки? - Правильно, многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Давайте составим сейчас словарный диктант из «полезных» и «вкусных» для нашего организма слов, своеобразное меню. VI. Словарный диктант. Абрикос, апельсин, огурец, морковь, помидор, яблоко, петрушка, щавель, картофель, аппетит, чеснок, свекла, молоко. Создание неувядающего здоровья возможно при следующих условиях: употребление только свежих, жизненно важных продуктов, тщательно пережевывание пищи, прием ее лишь при наличии аппетита. VII. Р.р. Сочинение – миниатюра по опорным словам из словарного диктанта «Здоровый образ жизни». VIII. Синтаксический разбор предложения. - Чистый воздух, солнечный свет, регулярное проветривание жилого помещения – второе условие хорошего здоровья. Гуляйте каждый день в светлое время дня на свежем воздухе четыре часа! IX. Фонетическая работа. - В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу. Фонетический разбор слова «здоровье». X. Орфографическая работа. Третий секрет крепкого здоровья – режим дня. Именно он помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. Проверь ранец – все ли собрано, приготовлена ли одежда, сменная обувь. XI. Пунктуационный разбор. Участвуйте в разных спортивных соревнований, записывайтесь в спортивные секции, катайтесь на коньках и на лыжах, ходите в походы, побольше двигайтесь во время прогулок около дома. XII. Итог урока. Межпредметные связи. Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной; В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя члены свои. Причешись и зубы почисть. Все это Ум укрепляет и силы вливает в прочие члены. Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье. Утром на горы свой взор обрати, а под вечер - на воды. Арнольд из Виллановы (философ и врач 14 века) XIII. Д/з. Ответить на тест: «Твое здоровье» (тест составлен учителем) Честно спроси себя: 1. Соблюдаю ли я режим рабочего дня? Да – 3, нет – 1. 2. Делаю ли я утреннюю зарядку? Да – 3, нет – 1. 3. Предпочитаю ли я ходьбу услугам транспорта? Да – 3, нет – 1. 4.С удовольствием ли я хожу на уроки физической культуры? Да – 3, нет-1. 5. Обливаюсь ли я холодной водой? Да – 3, нет – 1. 6. Хожу ли я в спортивную секцию? Да – 3, нет – 1. 7. Занимаюсь ли я физическим трудом? Да – 3, нет – 1. 8. Покуриваю ли я? Да – 1, нет – 3. 9. Могу ли я 15 раз отжаться от пола? Да – 3, нет – 1. 10. Люблю ли я плавать? Да – 3, нет – 1. Подсчитайте ваши очки и по сумме этих очков определите свою ступень на лестнице физического развития. 10 – 15 очков (низкая ступень), 15 – 25 очков (средняя ступень), 25 – 30 очков (высокая ступень).
|