Урок русского языка «Лет до ста – без старости!» (7 класс)
23 Ноября 09, 11:59
Из опыта работы Чуйкиной Ирины Борисовны,
 учителя русского языка и литературы,
МОУ СОШ № 32, г.
Краснодар, Краснодарский край, Россия

Актуальность темы.
Здоровье – тема, волнующая человечество на протяжении многих веков, тема, к которой столько раз обращались ученые, особенно медики, и которая до настоящего времени таит в себе огромную массу неизвестного, еще непознанного.
Прогресс науки и техники ставит человечество в условия весьма напряженной жизни. Высок уровень компьютерных технологий; самолеты, автомобили, электропоезда значительно увеличили скорость перемещения человека; радио и телевидение обрушили на него дополнительно колоссальный поток информации.
Естественно, возникают вопросы: как же, несмотря на столь разительные перемены условий существования, современные люди в своем большинстве остаются здоровыми? Что это за удивительные механизмы, позволяющие человеку в данной ситуации сохранять здоровье и работоспособность? Предложенный мною вариант проведенного урока по развитию речи в 7 классе «Лет до ста – без старости!» расскажет об умении быть здоровым, о профилактике заболеваний, которая доступна каждому (в том числе) и ученику, и учителю, и от которой, в конечном счете, будет зависеть здоровье нации.

Тема: «Лет до ста – без старости!»

Цели:
1. заставить учащихся задуматься о состоянии своего здоровья, расширить их знания о существовании колоссальных, но не беспредельных резервов, таящихся в человеческом организме;
2. предложить учащимся задуматься о состоянии окружающей среды, пробудить желание заботиться о ней;
3. развитие речи учащихся.
Оборудование: свежие овощи, фрукты, соки, молоко, мед, орехи.

Ход урока.
I. Организационный момент.

II. На доске записан эпиграф: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Г. Гейне
«Все здоровые люди любят жизнь». Г. Гейне
III. Вступительное слово учителя о теме и цели урока.
Вопрос «Почему мы здоровы?» - далеко не праздный и ответить на него не так просто, как кажется на первый взгляд. В самом деле, многочисленные факторы внутренней и внешней среды оказывают постоянное воздействие на организм человека, изменяя тем самым обычное течение его физиологических функций. И, тем не менее, здоровый человек не только легко переносит все эти воздействия, но и самое главное – остается здоровым. В чем же тут дело? Об этом мы сегодня и поговорим.
IV. Лексическая работа.
- Каково лексическое значение слова «здоровье»?
Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма.
(по словарю С.И. Ожегова)
V. Слово учителя.
Ребята, попробуйте догадаться, какое отношение к теме сегодняшнего урока имеют предметы, лежащие перед вами: Яблоки, мед, орехи, молоко, фруктовые соки?
- Правильно, многие болезни – всего лишь результат неправильного питания.
Давайте составим сейчас словарный диктант из «полезных» и «вкусных» для нашего организма слов, своеобразное меню.
VI. Словарный диктант.
Абрикос, апельсин, огурец, морковь, помидор, яблоко, петрушка, щавель, картофель, аппетит, чеснок, свекла, молоко.
Создание неувядающего здоровья возможно при следующих условиях: употребление только свежих, жизненно важных продуктов, тщательно пережевывание пищи, прием ее лишь при наличии аппетита.
VII. Р.р. Сочинение – миниатюра по опорным словам из словарного диктанта «Здоровый образ жизни».
VIII. Синтаксический разбор предложения.
- Чистый воздух, солнечный свет, регулярное проветривание жилого помещения – второе условие хорошего здоровья.
Гуляйте каждый день в светлое время дня на свежем воздухе четыре часа!
IX. Фонетическая работа.
- В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу.
Фонетический разбор слова «здоровье».
X. Орфографическая работа.
Третий секрет крепкого здоровья – режим дня. Именно он помогает хорошо учиться и укреплять здоровье.
Проверь ранец – все ли собрано, приготовлена ли одежда, сменная обувь.
XI. Пунктуационный разбор.
Участвуйте в разных спортивных соревнований, записывайтесь в спортивные секции, катайтесь на коньках и на лыжах, ходите в походы, побольше двигайтесь во время прогулок около дома.
XII. Итог урока. Межпредметные связи.
Руки, проснувшись, омой и глаза водою
холодной;
В меру туда и сюда походи, потянись,
расправляя члены свои.
Причешись и зубы почисть. Все это
Ум укрепляет и силы вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи
иль постой;
охлажденья
Бойся. Источников гладь и трава –
глазам утешенье.
Утром на горы свой взор обрати,
а под вечер - на воды.
Арнольд из Виллановы
(философ и врач 14 века)
XIII. Д/з. Ответить на тест: «Твое здоровье» (тест составлен учителем)
Честно спроси себя:
1. Соблюдаю ли я режим рабочего дня? Да – 3, нет – 1.
2. Делаю ли я утреннюю зарядку? Да – 3, нет – 1.
3. Предпочитаю ли я ходьбу услугам транспорта? Да – 3, нет – 1.
4.С удовольствием ли я хожу на уроки физической культуры? Да – 3, нет-1.
5. Обливаюсь ли я холодной водой? Да – 3, нет – 1.
6. Хожу ли я в спортивную секцию? Да – 3, нет – 1.
7. Занимаюсь ли я физическим трудом? Да – 3, нет – 1.
8. Покуриваю ли я? Да – 1, нет – 3.
9. Могу ли я 15 раз отжаться от пола? Да – 3, нет – 1.
10. Люблю ли я плавать? Да – 3, нет – 1.
Подсчитайте ваши очки и по сумме этих очков определите свою ступень на лестнице физического развития.
10 – 15 очков (низкая ступень),
15 – 25 очков (средняя ступень),
25 – 30 очков (высокая ступень).



Категория: Филология | Добавил: olga_cherevko01
Просмотров: 3625 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]