17 Ноября 10, 16:39 | |
Цель занятия: привить учащимся интерес к литературе, развить навыки критически мыслить, рассуждать, совершенствовать устную речь, делая ее яркой, меткой, выразительной при помощи пословиц и поговорок, углубить знания о народе, его обычаях, Родине. Оборудование: стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам, выставка книг с пословицами, плакаты с высказываниями писателей, ученых о пословицах и поговорках. Оформление: плакаты Конь красив волнистой гривой, Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги. М.Горький. Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей, Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. Старая пословица век не сломится. Ход мероприятия 1. Вступительное слово учителя. Пословицы и поговорки — это краткие народные изречения. В них выражена мудрость народа, его мнение об окружающей жизни. Они возникли из наблюдений над природой, над трудом человека, над отношениями между людьми. В них утверждается любовь к родной земле, говорится о значении труда, восхваляется дружба, разоблачается предательство, равнодушие, лень, выражается ненависть народа к помещикам. Бранят за дурное, учат хорошему. Мысль, выраженная в пословице, может применяться ко многим сходным случаям жизни. Например: “Куй железо, пока горячо” можно употребить каждый раз, когда надо сказать: “Торопись делать что-либо, пока есть возможность, благоприятные условия”. Никто их не вспоминает без причины. Они приходят на память только в разговоре о чем-либо. Характеризуя предметы и явления окружающей жизни очень точно и выразительно, пословицы заменяют многословные и утомительные пояснения. Они хорошо запоминаются. Этому способствует краткость, рифма: Долог день до вечера, коли делать нечего. Старания и труд своё возьмут. Дружба да братство дороже всякого богатства. Пословицы и поговорки сочинял народ. Они нередко изменялись, уточнялись, дополнялись, и в результате творчества появлялся как бы усовершенствованный вариант пословицы. Яркие, сочные, свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно. Широко используют их писатели и поэты. 2. Найдите их, объясните смысл: - Нет сынок, опять не прав ты, - 3. Чтение сказки Е.Пермяка “Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу” (“Литература в школе” №1-95). Пословица: “Семь раз отмерь, один раз отрежь”. 4. Чтение басни Крылова “Мот и Ласточка”. I . Представление команд (название, девиз) II. Разминка “Закончи пословицу” Труд человека кормит, (а лень портит) Кто много говорит, (тот мало делает) Повторенье — (мать ученья) Не спеши языком, (торопись делом) Сделал дело, (гуляй смело) Ученье — свет, (а неученье — тьма) Делу время, (потехе — час) Как аукнется, (так и откликнется) Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь) Мелет до вечера, (а слушать нечего) Не все то золото, (что блестит) Дело мастера (боится) Под лежачий камень (вода не течёт) Терпенье и труд (всё перетрут) Собирай по ягодке (наберешь кузовок) Двое пашут, (а семеро руками машут) Взялся за гуж, (не говори, что не дюж) Цени дерево по плодам, (а человека по делам). III. Вспомни пословицу по рисункам. 1. Волк (“Волков бояться — в лес не ходить”). IV. Объясните значение пословиц (карточки). 1. Первый блин комом. V. Отгадай загадки-пословицы. О каких людях идёт речь? 1. Язык без костей, что хочет, то и лопочет (болтовня, болтун). VI. Спрятанная пословица. Цель: по выделенным буквам собрать пословицу. шпага — шпагат база — базар дача — удача заря — заряд кума — кумач блок — белок газ — глаз свет — совет шея — швея пол — поле рыба — рыбак рот — рота сачок — скачок клад — оклад пот — порт ария — армия парк — парик сон — стон том — атом банк — бланк тир — тире бак — банк угол — уголь дуло — дупло тара — отара катер — кратер бор — борт рис — ирис сук — стук Ответ: Труд человека кормит, а лень портит. VII. Ответь пословицей или поговоркой. 1. Написали об одном “двоечнике” заметку в стенгазету. Узнал он об этом, прибежал к члену редколлегии, своему другу, и просит не помещать заметку. Что на это ответил друг? (“Дружба дружбой, а служба службой”). VIII. Пословицами стали некоторые остроумные изречения писателей. Назовите басни Крылова, из которых взяты пословицы: 1. “Слона - то я и не приметил” (“Любопытный”) IX. Подберите пословицы-синонимы. 1. Тихого человека нужно остерегаться. (В тихом омуте черти водятся) 2. Без забот и хлопот ничего не удается. (Под лежачий камень и вода не течет) 3. Долг нужно отдать, а путь пройти. (Долг платежом красен) 4. Болтовней дела не сделаешь. (Не спеши языком, торопись делом) 5. Из-за глупой головы ноги страдают. (Дурная голова ногам покоя не дает) 6. Где огонь, там и дым. (Нет дыма без огня) 7. Хвост голове не указка. (Яйца курицу не учат) 8. Всяк кулик свое болото хвалит. (Каждая курица свой насест хвалит) 9. Отложенное на завтра — мертвое дело. (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня) 10. Без труда даже меду не едят. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) 11. Близок локоть, да не укусишь. (Видит око, да зуб неймет) 12. Нет худа без добра. (Не было бы счастья, да несчастье помогло) X. Почему мы так говорим? Сообщения ребят с историей возникновения пословиц и поговорок. Как с гуся вода По Сеньке и шапка Заварить кашу Жить на большую ногу. XI. Конкурс капитанов “Кто больше?” Цель: назвать как можно больше пословиц. Определить победителя. XII. Рефлексия. Понравилось ли Вам данное мероприятие? Что нового вы сегодня узнали для себя? Какие пословицы вы услышали сегодня впервые? ХIII. Награждение команд. Подведение итогов игры.
| |
| |
Просмотров: 9037 | Загрузок: 14 | |
Всего комментариев: 0 | |