Общие рекомендации по организации внимания старшеклассников в учебном процессе
19 Декабря 09, 12:03
  1. Внимание обеспечивает эффективность познавательной и учебной деятельности, что делает необходимым использование этого ресурса в педагогическом процессе. При этом необходимо учитывать, что оптимальный уровень протекания деятельности обеспечивается согласованным взаимодействием произвольного (соответствующего осознанной учебной цели) и непроизвольного (зависящего от внешних характеристик объекта) внимания. Таким образом, важным условием обеспечения необходимого уровня внимания на занятии является создание оптимального сочетания мотивационных и наглядных параметров учебного материала.
  2. Наиболее эмпирически ценным коррелятом внимания является показатель работоспособности, динамика которой характеризует этапы ситуативного развития внимания. Возрастные, групповые и индивидуальные характеристики динамики работоспособности должны учитываться при планировании учебного процесса в масштабах урока, дня, недели и учебного года.
  3. По основным показателям развития внимания старшеклассники демонстрируют уровень взрослых, однако реализация потенциальных возможностей может затрудняться относительной незрелостью личностных и поведенческих структур. Следовательно (не затрагивая проблему воспитания, а имея в виду только ближайшую цель повышения эффективности внимания), в педагогическом процессе важно создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению зрелых (самостоятельности, ответственности, конструктивного лидерства) и элиминации незрелых проявлений старшеклассников.
  4. Эффективность непроизвольного внимания обеспечивается целенаправленным использованием в работе учителя специальных приемов и методов, связанных с характеристиками учебного материала и его структурированием. Среди средств, расширяющих возможности педагога, самыми действенными являются аудиовизуальные средства обучения и компьютер, прежде всего вследствие эмоциональной насыщенности, наглядности предоставляемого материала и операциональной мобильности использования.
  5. Уровень сформированности произвольного внимания старшеклассника зависит
  • от уровня развития учебной деятельности, ее отдельных компонентов и прежде всего мотивации, осознанности, самоконтроля;
  • связан с особенностями мотивационной направленности личности:
  •  для старшего школьника предметами произвольного внимания будут прежде всего такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общению и оценке со стороны окружающих;
  • достигает максимальной выраженности в сферах, связанных с жизненными планами и целями.

Таким образом, обеспечение произвольного внимания в педагогическом процессе зависит от умения педагога связать учебный материал с устойчивыми мотивами старшеклассников, а требующие коррекции индивидуальные нарушения функционирования произвольного внимания должны рассматриваться как следствия дефектов развития учебной деятельности или мотивационной сферы, в связи с чем и предпринимаются педагогические или психолого-коррекционные мероприятия.

  1. Управление вниманием в педагогическом процессе заключается ситуационно в адекватном применении методов привлечения и удержания внимания, в долговременной перспективе означает развитие способности к саморегуляции и формировании устойчивых интересов старших школьников. При решении конкретных задач обучения необходимо учитывать оба аспекта проблемы, используя соответствующие педагогические средства.
  2. Важнейшие средства, делающие возможным управление вниманием учеников - это словесное указание, инструкция, обозначение тех параметров ситуации, которые следует отслеживать, план наблюдения. Одновременно данные средства обладают развивающим потенциалом: переходя во внутренний план деятельности, они из внешних, "чужих”, превращаются в интрапсихические, "свои”, с помощью которых ученик управляет своим собственным вниманием. Обеспечение этого процесса должно быть одной из целей педагогической практики.
  3. Использование средств управления вниманием в педагогическом процессе должно опираться на учет естественных психофизиологических ограничений возможностей интеллектуальной деятельности и их индивидуальные варианты. Учитель должен владеть знаниями и навыками профилактики, своевременного определения и коррекции состояния утомления.
  4. Применение ТСО, особенно компьютера, не только расширяет возможности воздействия на динамику внимания учащихся, но и выдвигает более жесткие требования к организационной и методической проработке каждого занятия с их использованием, так как в противном случае эти занятия могут не только не давать желаемого эффекта, но и причинять значительный ущерб соматическому и психологическому здоровью учащихся. В связи с этим требуется ответственный и научно обоснованный подход к задействованию в учебном процессе всех видов ТСО.


Категория: Использование ИКТ | Добавил: nadezhda | Теги: икт, старшеклассники
Просмотров: 4197 | Загрузок: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]