Организация физического кружка - «Мастерок»
10 Марта 16, 07:14
Старшов Михаил Александрович,
зав. учебно-исследовательской лаборатории Саратовского университета

Организация физического кружка - «Мастерок»
Моё педагогическое искусство
7
физика
Дополнительное образование

В предлагаемой работе излагаются основные идеи и принципы организации физического кружка или элективного курса по простому физическому эксперименту, ориентированного на самостоятельное изготовление физических устройств, вызывающих интерес школьников и развивающих навыки творческого отношения к приборам для физики. Кроме того, школьники приучаются на конкретных примерах внимательно относиться к печатному тексту. Итоговые результаты деятельности факультативного курса позволяют проводить школьную выставку самоделок , лучшие из которых выдвигаются на конференции более высокого уровня. Каждый участник в конце курса получает удостоверение «Мастерок».

Совместная работа повышает вероятность совместной победы

Известно, что лучшим ключом к любой науке служит удивление. С него началась в своё время и физика, вспомним хотя бы очевидный излом палки или весла, наклонно опущенных в спокойную воду или способность янтаря притягивать мелкие соринки и шерстинки, после того, как чем-нибудь янтарь потереть, мехом или просто сухой ладонью.

За последние две-три тысячи лет таких поразительных наблюдений и опытов накопилось множество. Большинство из них дали начальный толчок развитию различных направлений физики, а многие так и остаются курьёзными фокусами. Но и они очень полезны для привлечения к познанию подрастающих поколений, поэтому они заполняют книги о занимательной науке.

Описания многих опытов переходят из статьи в статью или наполняют новую книгу, а теперь ещё и просторы Интернета. Однако. К сожалению, пишущий создаёт новое описание по памяти, не давая себе труда проверить тот или иной простой эксперимент «на кухне». А опыт этого не любит и может наказать за такое легкомыслие. Память своенравна, и может привести к потере репутации, а читателя подобных описаний ждёт разочарование и утрата интереса к науке. Опыт должен получаться и над ним необходимо работать с уважением. И хорошо, когда работа происходит под руководством надёжного наставника. Совсем необязательно, чтобы этим руководителем был учитель. Учась в мужской школе, классе в пятом или в шестом видел несколько физических демонстраций буквально из ничего, которые показывали некоторые одноклассники – мальчишки всё знают и всё могут! А в этом возрасте мальчишки способны на лету понять и повторить то, что раз увидели. Видимо, оттуда и моя любовь к простому эксперименту продолжается уже семь десятков лет, а также уверенность, что привлекать к физике можно через демонстрационный опыт, который готовят и показывают в коллективе школьники среднего возраста, лучше всего, вероятно, класса седьмого. 

Для этого хорошо подходит кружок или спецкурс по выбору, собирающий только тех, кто этим интересуется. Пусть сначала придут многие, а потом останутся именно те, кому это по душе, они получат полезные навыки на всю жизнь. И не только для физики.

Примеры простых, но зрелищных физических опытов для наблюдения и повторения подобраны и проверены в седьмых классах одного из лицеев города Саратова.

В качестве первой демонстрации наиболее подходит неотразимый «картезианский водолаз», поплавок в закрытой бутылке с водой, послушно опускающийся и всплывающий по мановению руки демонстратора, но ещё сильнее впечатляет влияние руки какого-нибудь зрителя, к которому подносят эту удивительную игрушку.

Другой опыт полезен для обучения чтению. Да, этому надо учить даже в седьмом классе, а порой это приходится демонстрировать и студентам. Могу сразу назвать штук пять книг, в которых описан следующая демонстрация, а есть ещё и немало статей, и все с ошибкой. Авторы предлагают воткнуть в обычный простой карандаш полураскрытый перочинный нож и поставить его кончик на палец руки. Карандаш будет стоять вертикально, не падая. Как на рисунке 1. 
Равновесие невозможное, но популярное в литературе

Сначала зрителям показывается одна книга с таким рисунком, вторая…пятая. Всюду карандаш стоит на какой-то опоре одинаково. А теперь берём настоящий карандаш и очень похожий нож, соединяем их в соответствии с рисунком и наблюдаем не совсем такую картину. Правда, карандаш стоит, но стоит не вертикально, как у всех авторов.

Реальное равновесие карандаша

Обычно кто-нибудь посоветует согнуть нож посильнее. Пожалуйста! Но лучше не стало. А-а, надо разогнуть немного! – и это не помогает. А ведь можно «уговорить» карандаш встать как полагается при помощи того же самого ножа, только надо понять физику этого явления и проявить некоторую изобретательность. Но это уже не обучение правильному чтению, а нечто большее. Лично мне очень нравится демонстрация вертикально стоящего на кончике пальца птичьего пера.

 Вертикальная стойка птичьего пёрышка

Следующая физическая игрушка годится для первого самодельного устройства не только мальчикам, но и любой девочке, и её дома изготавливают все участники в группе, а затем каждый показывает свой вариант в действии. Это простая пуговица от старого пальто, потому что лучше, чтобы она была большая. Через две дырочки в ней пропускаем прочную нитку или шпагат длиной сантиметров 30 - полметра и связываем нитку в кольцо. Растянув нитку горизонтально двумя руками в стороны, раскручиваем пуговицу на несколько десятков оборотов и немедленно начинаем растягивать нитку в стороны. При периодическом натяжении и ослаблении нитки пуговица может быстро вращаться хоть целый день. Детям достаточно увидеть этот процесс один раз, и они легко научаются его производить. А если кто-то догадается пропустить нитку через пластиковые стаканчики, то получится громко звучащий «музыкальный инструмент». 

Жужжалка из пуговицы


Широко известен опыт с опрокидыванием стакана с водой. Но в его многочисленных описаниях часто встречаются предостережения, что делать его лучше над ванной, раковиной или тазом. В замечательной книге мемуаров известного французского физика русского происхождения Анатоля Абрагама этот опыт описан довольно трогательно, и сыграл в жизни тогдашнего мальчика важную роль. Он прочитал об этом опыте в детской энциклопедии, немедленно налил в стакан воды, накрыл куском бумаги и перевернул. Влетело от папы, потому что залил водой его любимый столик. Тем не менее он стал физиком, но к экспериментам навсегда сохранил настороженное отношение.

В самом деле, в описаниях этого опыта часто упускают совет придержать бумагу другой рукой при переворачивании стакана, только и всего. Но у этого популярного опыта есть масса вариантов и продолжений. Большое впечатление производит замена бумажки кусочком старой перфокарты от компьютера с большим числом аккуратных прямоугольных окошек. И вода не выливается!
Не льётся вода и через круглые миллиметровые отверстия в пластинке, которые видно на рисунке 5.

Вода и дырки

За учебный год школьники видят, обсуждают, обдумывают и, главное, повторяют – по крайней мере, некоторые – много увлекательных и простых физических экспериментов. Каждая самостоятельно выполненная работа отмечается в специальном документе под названием «Мастерок». Его оформление может быть примерно таким, как представляет рисунок 6.



Категория: мое педагогическое искусство | Добавил: nadezhda | Теги: физический эксперимент, Физика, изюминки педагогической работы
Просмотров: 3668 | Загрузок: 8 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 4.4/9
Всего комментариев: 13
10 yNot   (24 Марта 16 05:08) [Материал]
Уважаемая Елена Владимировна!Спасибо за тёплый отзыв, это получать приятно до невозможности. Ваше замечание о ТБ, конечно, справедливо. Но, с одной стороны, мы сами были детьми военного времени, так что игрушки могли делать только сами. А шрамы украшают мужчину! И с другой стороны, нынешние дети иные, никто из них не увлёкся опытом карандаш+нож. Наконец, я же показывал им более простой вариант регулировки центра масс - гайка на мягкой проволоке, как на фото с птичьим пёрышком. Можно взять обычную канцелярскую скрепку. множество опытов делаются из простых, безопасных, бросовых вешей.

11 mitenkova   (24 Марта 16 14:06) [Материал]
Спасибо за комментарий! Если это взаимозаменяемо, тогда можно уже и в начальной школе "пробудить" интерес к физике! Ваша работала подала мне одну идейку! Благодарю!

12 yNot   (24 Марта 16 14:17) [Материал]
Елена Владимировна! Очень рад рождению новой идеи. Желаю успеха, а если нужно будет обсуждение, с удовольствием продиктую свой email.

13 mitenkova   (24 Марта 16 21:07) [Материал]
Спасибо!)))

9 mitenkova   (24 Марта 16 04:13) [Материал]
Уважаемый Михаил Александрович!Спасибо за Ваше ПРАКТИЧЕСКОЕ  продемонстрированное педагогическое искусство: трудное и непонятное сделать доступным и наглядным! Единственное, что меня обеспокоило (наверное, потому что по специализации я работаю с младшими школьниками) - это техника безопасности. Всё-таки перочинный ножик как модель, использованная в  опыте - это опасно (ведь дети обязательно будут пробовать повторить и без участия взрослых). Но это только моё опасение. Сама Ваша идея ни в коем случае не поддаётся сомнению её практической важности. Ещё раз спасибо за Вашу "Изюминку"!
С уважением, Митенкова Елена Владимировна!

8 yNot   (23 Марта 16 09:09) [Материал]
elena777, добрый день! Не надеялся получить комментариев, не заглядывал на сайт.  Благодарю Вас и других читателей работы за внимание и добрые отзывы. А Вам смущённо признаюсь в своей ненависти ко всяким бумагам, в том числе к программам и планам уроков. Иду на любое занятие без них, но не могу сказать, что это означает без подготовки. некую схему записываю на сложенном пополам  листочке из тетради. Но и на уроке, и на лекции внутренние часы тикают: практически всегла договориваю последнюю фразу на последней минуте. Так что ничем не могу помочь никакому учителю. Либо надо видеть, либо читать публикации. Учитель выше актёра - играет, но свою пьесу, экспромтом, и единственную. Уверен, что не провёл в жизни двух одинаковых уроков или лекций.

7 elena777   (20 Марта 16 16:12) [Материал]
Уважаемый Михаил Александрович, познакомилась с Вашим конкурсным материалом. Физика - это сложно, но очень увлекательно. На уроках физики не всегда можно полно раскрыть тему, а занятия куружка не только углубляют знания, но и увлекают детей в мир науки. Очень хотелось бы познакомиться с программой кружка. Думаю, что это помогло бы в работе молодым педагогам. Удачи Вам в конкурсе.

6 sascha13   (20 Марта 16 13:35) [Материал]
Уважаемый Михаил Александрович! Познакомилась с Вашим ресурсом-интересно, занимательно, вроде просто, но знаю это многолетний жизненный опыт. Отсюда ощущение простоты. Спасибо Вам ! Здоровья и успехов!

5 elen5499   (20 Марта 16 08:14) [Материал]
Михаил Александрович, я тоже помню Ваш ресурс, который Вы представляли раньше. Вижу, что Вы увлеченный учитель. Не все могут оформить методически верно свои наработки, но это дело поправимое. Уверена, что ученикам такой курс полезен и увлекателен. Спасибо.

4 yNot   (13 Марта 16 05:41) [Материал]
Елена Алексеевна, благодарю Вас за добрый отзыв. То, что Вы считаете тетрадкой, на самом деле было как бы удостоверением участника нашей команды. Там собиралась информация о работе каждого. Такой курс для 7 класса провёл только раз. Дети перегружены - учёба, спорт, музыка и т.д. А вот лет 12 работал в физмат классах другого лицея, выводил порой почти всех на выставки технич творчества и конференции. Ну, так из тех ребят сейчас есть и кандидаты наук и всякие другие хорошие люди. Но это может сказать о своих детях любой учитель, растут дети.

3 ElenaAG   (12 Марта 16 07:39) [Материал]
Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за работу! Интересно и познавательно. Хорошо, что через практические опыты Вы приобщаете своих воспитанников  к изучению такого непростого, но увлекательного предмета - физики. Опытным путём Ваши учащиеся постигают физические законы. Это способствует лучшему усвоению изучаемых явлений и законов.
В работе вы приводите, как я поняла, обложку тетради, которую ведут учащиеся, занимающиеся в кружке. Хотелось бы узнать, какие разделы в этой тетради представлены, каков практический выход по итогам работы кружка: научно-практическая конференция, выставка, защита проектов и т. д. Уверена, что Вы что-то проводите.
Успехов Вам в конкурсе и ещё многих плодотворных лет в профессии. В школах так не хватает мужчин-педагогов.
С уважением, Елена Алексеевна.

1 natalyapokrovkova   (10 Марта 16 17:43) [Материал]
Уважаемый Михаил Александрович!С большим интересом познакомилась с Вашим ресурсом. Помню предыдущую Вашу работу "Физика: первый шаг".Повторюсь: жаль, что у нас в школах очень мало учителей – мужчин.
Ваш педагогический опыт (53 года!!!) заслуживает уважения.
Понравилось то, что Вы описываете реальную картину отношения к физике как к учебному предмету. Понятно, что физика - это сложно и не всем под силу. Но Вы используете интересные эксперименты, поэтому мне кажется, что на Ваших уроках детям скучать некогда.
Хочу обратить внимание на некоторые нестыковки. В пояснительной записке Вы пишите, что работа основана исключительно на собственном опыте автора, в самой же работе приводите список литературы.
В целом же работа оставила приятное впечатление.
Удачи Вам на конкурсе и дальнейших творческих успехов! С уважением, Наталья Николаевна Покровкова.

2 yNot   (11 Марта 16 09:52) [Материал]
Здравствуйте, Наталья Николаевна! Спасибо за комментарий, а то часто люди никак не реагируют на чужие работы. Очень рад, что есть и критическое замечание, это помогает взглянуть на своё иначе, со стороны. Подумаю, хотя здесь уже не исправить. Оправдаться попробую тем, что список литературы более нужен не мне и не учителю-читателю. У нас этот перечень гораздо длиннее! А вот подтолкнуть детей открыть книжку труднее сейчас, и полезнее.[color=#6aa84f][/color]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]