«Формирование личностных и метапредметных результатов»
17 Февраля 16, 11:19 | |
Моор Ирина Акимовна, учитель начальных классов МКОУ «Верещагинская СОШ», с. Верещагино, Россия Формирование личностных и метапредметных результатов путём применения проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира Моё педагогическое искусство 1-4 класс Окружающий мир В процессе исследования был достигнут результат - повышение уровня развития регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных компетенций учащихся начальных классов, были выведены условия эффективности проектно-исследовательской работы с младшими школьниками. Данная работа дала возможность учителю определить роль проектно-исследовательских умений в развитии детей, обобщить педагогический опыт по данной теме, распространить и внедрить в педагогическую практику технологию организации проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста. Тема актуальна, так как сегодня школа ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов, которые дополняют портрет современного выпускника начальной школы универсальными учебными действиями. Исследование строится на применении проектной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова. Проводя педагогический эксперимент, учитель использует методику А.И. Савенкова и системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся начальных классов. Гиперссылки применены с целью удобного перехода на приложения при просмотре работы. Введение. Тема «Формирование личностных и метапредметных результатов путём применения проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова». Цель: определение значимости проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в формировании метапредметных и личностных компетентностей младших школьников. Задачи: дать характеристику проектно-исследовательской деятельности; апробировать организацию проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в 1 – 4 классах в системно-деятельностном подходе; определить значимость проектно - исследовательских умений в развитии детей; обобщить педагогический опыт по данной теме; распространить и внедрить в педагогическую практику технологию организации проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста. Метод исследования: естественный педагогический эксперимент. Объект исследования: интегрированный процесс уроков окружающего мира и внеурочной деятельности младших школьников. Сроки: 2011–1015 учебные годы. Гипотеза: использование проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира по учебнику А.А. Плешакова должно значительно способствовать формированию личностных и метапредметных компетенций учащихся. Планируемый результат: повышение уровня развития регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных компетенций учащихся. Актуальность темы. Сегодня начальная школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В свою очередь новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем. В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделено личностным и метапредметным результатам, которые дополняют портрет современного выпускника начальной школы универсальными учебными действиями. В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом. Одним из видов такого подхода является проектно-исследовательская деятельность. Она находит отражение в современных подходах к обучению младших школьников в реализации курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, где значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и воспитание активного деятеля, способного самостоятельно диагностировать, прогнозировать происходящее, принимать решения и действовать в окружающей социальной среде. Данный курс предполагает уже с первого класса учить детей видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, включая в структуру урока элементы исследовательской деятельности, конечным результатом которой является проект, в большей степени, творческий. Основная часть. Теоретическая база опыта. С переходом на новый ФГОС НОО серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской работы на уроках окружающего мира. Изучила источники по описанию данных методов (научные разработки А.И. Савенкова, Л.Л. Дрозда, С.Т. Шацкого и др.). Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Каменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и др. Концепцию "учения через деятельность” предложил американский педагог Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли к действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Особенности организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников. В своей практике опираюсь на методику А.И. Савенкова, где предлагаются следующие этапы проектно-исследовательской работы: 1. Формирование проблемы. 2. Планирование. 3. Поиск информации. 4. Продукт. 5. Презентация результатов. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка. Исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Проект - это всегда творческая деятельность. Он основывается на развитии познавательных творческих навыков учащихся, умении самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитии критического мышления. Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативные. Поэтому, приступать к работе над проектом надо немедленно, пока не угас интерес. Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям. Важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте - овладение научным методом. Условия эффективности проектно-исследовательской работы сформулированы в памятках Приложение 1. Также считаю важным условием - ведение диагностики развития ребёнка. Данные диагностирования дают возможность учителю организовать проектно - исследовательскую деятельность в интересах и возможностях учащихся. Младшие школьники хотят учиться активно, интересно. Им важно действовать, удивляться, творить. Учитель должен стремиться создавать все необходимые условия, чтобы на уроке рождались открытия. Переработанный учебник по окружающему миру облегчает работу учителя в данном направлении. Описание апробирования проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. На уроках окружающего мира достаточно легко организовать исследовательскую деятельность, но необходимо учесть, что положительным результат будет только тогда, когда существует система обучения исследованиям. Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к знаниям превращает их в исследователей. Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции. В первом классе всё начинается с урока "Что такое Родина?". Потом идут тематические уроки: "Что мы знаем о народах России?", "Что мы знаем о Москве?" и др. Итоговым результатом является проект «Моя малая родина». Работая над проектом, дети учатся находить в семейном фотоархиве соответствующий материал, интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины, составлять рассказы, выступать перед аудиторией, оценивать свои результаты. Такие исследовательские уроки, как: «Что такое хвоинки?», « Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?, «Кто такие птицы?» и др. приводят первоклассников к поиску ответов. А поиск - к выдвижению гипотез, учит искать источники научной информации, проводить доступные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таких уроках становится сторонним наблюдателем, обеспечившим детям проблему, включая их в деятельностный процесс работы. Над формированием своих научных убеждений учащимся на первых порах лучше работается в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный шаг, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического климата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Во втором классе мы начинаем активнее заниматься проектно-исследовательской деятельностью. С переходом на новые стандарты в учебниках этот вид деятельности спланирован в системном подходе. Также нужно помнить о том, что взрослые не должны навязывать детям тему - надо дать им возможность самим определиться с выбором. Учитель сам должен быть увлеченным человеком, знать и любить что-то так, чтобы и дети это увидели и полюбили так, как он это любит. Природа! Встречи с природой - всегда праздник и новый шаг к познанию мира. Такие встречи продолжаются в третьем и в четвёртом классах. Ходим на экскурсии в лес, на берег реки. Ходим в походы. Сочиняем экологические сказки, собираем разные растения, изучаем их с помощью электронного микроскопа и научно-справочной литературы. Предлагаю учащимся находить нужный материал в библиотеках, в сети Интернет. На экскурсиях учимся не только наблюдать природу, но и сопоставлять свои наблюдения с материалом учебника. Собранный материал дети представляют в виде небольших устных выступлений на уроке, в виде творческой письменной работы или слайдовых презентациях, роликах: «Моя Красная книга», «Домашние питомцы», «Разнообразие природы родного края» и др. Часто проекты переходят на внеклассные мероприятия. Например, мастер- класс «Поделки из природного материала» (Приложение 2), «Природа вокруг нас», пресс-конференция «Экологические странички» (Приложение 3), «Мой родной край», «Жалобная книга природы» (Приложение 4), «Берёзкины слёзки», «Открытка ветерану» (Приложение 5) и др. Участвуем с коллективными и индивидуальными творческими проектами в конкурсах разных уровней. | |
| |
Просмотров: 4019 | Загрузок: 24 | Комментарии: 9 | |
Всего комментариев: 9 | ||||||||||||||
|