«Ищу, нахожу, сравниваю»
06 Февраля 16, 08:57
Бадгиева Эльза Даниязовна,
учитель татарского языка и литературы
МБОУ "СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов" 
г. Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия

Авторская программа организации  исследовательской и проектной деятельности учащихся
«Ищу, нахожу, сравниваю»
Номинация: мое педагогическое искусство
3-4 классы
Метапредмет

В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Одним из средств формирования этнотолерантности является изучение и сравнительный анализ истории, культуры, искусства, литературы, языка, традиций родного народа (к примеру, русского, украинского или чувашского) с этими же аспектами другого народа (татарского). Такую сравнительную работу позволяет организовать внеурочная исследовательская и проектная деятельность. 

В условиях билингвального общества  особенно актуальной является задача формирования этнической толерантности, способности личности признавать, принимать и понимать представителей иных культур, проявляющейся в терпимом отношении к людям иных национальностей, вероисповедания и возможности вступать с ними в диалог. 

Причины разработки авторской программы заключаются в том, что в урочное время у учителя нет возможности качественно организовать исследовательскую работу учащихся из-за нехватки времени. Программа внеурочной деятельности открывает для учителя и учащихся новые возможности для интересной работы.

Цель авторской программы: формирование исследовательской культуры школьников,  развитие знаний и навыков, необходимых для самостоятельной исследовательской работы на основе этнической толерантности.

Конкурсный материал содержит саму авторскую программу, справку об апробации, внешнюю и внутреннюю рецензию, приложения. Разработки занятий, доказательный материал участия обучающихся в конференциях не вошли в комплект документов из-за ограничения объёма конкурсных материалов.

Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач:  
1. Развивать у обучающихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. 
2. Знакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
3. Обучить умениям работать индивидуально и в группе, а также основам оформления работ. 
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. 
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Общая характеристика курса
Полный курс программы рассчитан на 1 год обучения – 35 часов.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что работа по данной программе может быть организована на групповых занятиях во внеурочное время, по индивидуальной программе, а также через нерегламентированные виды деятельности: в дистанционном режиме через виртуальные факультативы. В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. 

Место и роль курса в обучении
Опираясь на такие  дисциплины образовательной программы школы, как татарский язык, русский язык, литературное чтение на русском и татарском языках, окружающий мир, технология, история, география, математика и др., курс дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке. Таким образом, работу учащего ведут два научных руководителя: учитель татарского языка и другой предметник (библиотекарь).
 
Программа адаптирована для учащихся 3-4 классов, предусмотрено расширение границ разделов в соответствии с «ростом» ученика.  
 
Программа построена на принципах личностно-ориентированного подхода. Формирование группы учащихся для занятий исследовательской и проектной работой осуществляется по запросу и желанию детей.

 Преимуществом данной программы является рассмотрение тем в контексте культурно-исторического развития от её первоисточников и до наших дней, в тесной связи с работой школьного музея «Прошлое, настоящее и будущее моего народа». 

На организационном занятии учитель знакомит с теоретическими основами проектно-исследовательской деятельности – постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, проведением экспериментов, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов. Обучающимся предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.
  
Результаты оцениваются через участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, олимпиадах и других формах свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности. Список федеральных, республиканских, региональных и муниципальных мероприятий для учащихся представлен в приложении.

Материально-техническое обеспечение
Для работы по программе необходим учебный кабинет со школьной мебелью, учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс.

Апробация. Сроки реализации программы.
Программа реализуется с 2013 года. Результаты апробации прослеживаются через работу авторских педагогических сообществ для учителей и виртуальных факультативов для учащихся на портале Электронного образования РТ (https://edu.tatar.ru/community/index/15259, https://edu.tatar.ru/community/index/11101, https://edu.tatar.ru/facultative/index/4097, https://edu.tatar.ru/facultative/index/4213), а также через динамику результативного участия учащихся в научно-практических конференциях разного уровня. Необходимые доказательства представлены в приложении.

Предполагаемые результаты
Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС по организации внеурочной деятельности учащихся. Результатами прохождения курса является овладение предметными и универсальными учебными действиями. 

Обучающийся имеет представление:  
  • о сходствах и различиях в истории, культуре, литературе, языке, традициях, обычаях изучаемых народов;
  • знает:
  • основы организации работы с научной литературой; 
  • научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы; 
  • требования к оформлению результатов работы; 
  • способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования; 
  • критерии оценки исследовательских работ;
  •  умеет:
  • выбирать тему исследования, особенно ее актуальность; 
  • формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования; 
  • подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;
  • опрашивать окружение; консультироваться у учителя 
  • устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; 
  • критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
  • выделять главное;
  • сравнивать, анализировать;
  • противостоять неуверенности и сложности; 
  • сотрудничать, работать в группе, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
  • владеет: 
  • новыми технологиями информации и коммуникации;
  • владеет навыками работы в программах Microsoft Word, Power Point, Publisher, Киностудия Windows и др.
  • навыками монологической речи.




Категория: мое педагогическое искусство | Добавил: nadezhda | Теги: ФГОС, Конференция, изюминки педагогической работы, авторская программа, научно-исследовательская деятельнос
Просмотров: 7052 | Загрузок: 44 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 141 2 »
14 dfcbkzljxrf   (24 Марта 16 18:27) [Материал]
Уважаемые эксперты! Благодарю за высокую оценку своей авторской работы и за статус абсолютного победителя в конкурсе "Изюминки педагога IV"! 
Успех работы вижу в следующем: это итог многолетнего вложения идей, сил, души! Авторская работа оформлена не для того, чтобы начать по ней работать, а для того, чтобы поделиться опытом и помочь молодым специалистам!
С уважением, Эльза Даниязовна!

13 mitenkova   (24 Марта 16 03:27) [Материал]
Уважаемая Эльза Даниязовна! Вы сама - настоящая Изюминка!  Ваша работа настолько соответствует заявленной номинации! Вся документация, все приложения грамотно составлены, уместно представлены. Достаточно полно показа результативность. Ничего лишнего! Действительно - педагогическое искусство! Спасибо!
С уважением, Митенкова Елена Владимировна!

12 elena777   (20 Марта 16 15:10) [Материал]
Уважаемая Эльза Даниязовна! Большое спасибо за Вашу работу. Вы объединили две очень важные задачи: 1 - воспитание толерантности в нашем многонациональном государстве; 2 - обучение исследовательской деятельности. В программе точно сформулированы цель и задачи. Материал выложен блоками, где прослеживает системность работы. Думаю, что опыт Вашей работы поможет многим учителям. Спасибо.

11 dfcbkzljxrf   (20 Марта 16 14:39) [Материал]
Спасибо, коллеги, за высокую оценку!

10 sascha13   (20 Марта 16 12:09) [Материал]
Уважаемая Эльза Даниязовна, ваша работа настоящая ИЗЮМИНКА, с огромным интересом знакомилась с нею, так как у нас Казахстан тоже многонациональное государство, и формирование этнотолерантности для нас близко. Спасибо вам за проделанную работу и творческих вам успехов.

9 elen5499   (20 Марта 16 07:54) [Материал]
Эльза Даниязовна, браво! Методически грамотно по всем пунктам. Образец для других коллег. Очень ценно для меня отслеживания результатов. Спасибо!

7 Марина_Белова   (13 Марта 16 18:02) [Материал]
Уважаемая Эльза Даниязовна. С большим интересом познакомилась с вашей программой. Грамотно определена цель, поставлены задачи. Анализ содержания,  тематики занятий каждого блока показывает, что сочетание форм, методов работы, направлений исследований оптимально, направлено на решение комплекса предметных, метапредметных результатов обучения. Используются современные технологии: исследование, проектная технология, ИК-технологии. Серьезное внимание уделяется развитию читательской и коммуникативной культуры, что является актуальным в современной школе.

8 dfcbkzljxrf   (13 Марта 16 18:37) [Материал]
Здравствуйте, Марина Александровна! Благодарна Вам за проявленный интерес к моей работе и его глубокий анализ!
С уважением,  Эльза Даниязовна!

5 ElenaAG   (12 Марта 16 09:49) [Материал]
Уважаемая Эльза Даниязовна, спасибо за представленный материал. Ваша работа очень глубокая, хорошо структурированная, все разделы продуманы, а главное - она проверена практикой. Проблема, положенная в основу Вашего проекта, очень актуальна, ведь в классах учатся дети разных национальностей.Поэтому работа по этнокультуре и развитию толерантности приобретает важное значение. Чувствуется, что в разработку данного проекта Вы вложили свою душу, что работа была создана не для "галочки", чтобы получить баллы при начислении стимулирующих выплат или для представления материала в аттестационную комиссию,  а для того, чтобы применять его в своей повседневной практической деятельности по воспитанию подрастающего поколения, создания благоприятной атмосферы в среде обучающихся. 
Удачи Вам в конкурсе! Новых творческих находок! С уважением, Елена Алексеевна.

6 dfcbkzljxrf   (12 Марта 16 16:32) [Материал]
Елена Алексеевна! Вы точно подметили практическую направленность моей авторской программы. Буду рада, если она окажется полезной и моим коллегам. Мне очень интересно узнать мнение других предметников, возможно некоторыми идеями они воспользуются в своей работе.
Благодарю за отзыв! С уважением, Эльза Даниязовна!

4 dfcbkzljxrf   (10 Марта 16 16:39) [Материал]
Наталья Николаевна! Очень приятно, что вы не просто оценили авторскую программу, как конкурсный материал, но и подметили принцип моей работы в целом.  Видно, что вы подошли к изучению конкурсной работы не формально. Спасибо! Успехов Вам!
С уважением, Эльза Даниязовна!

3 natalyapokrovkova   (10 Марта 16 16:12) [Материал]
Уважаемая Эльза Даниязовна! Благодарю за представленную авторскую программу.Видно, что работаете Вы с душой, творчески, этому свидетельствуют и приложенные фотографии.Также порадовало, что Вы прослеживаете результаты апробации через работу авторских педагогических сообществ.
Удачи Вам на конкурсе и дальнейших творческих успехов! С уважением, Наталья Николаевна Покровкова.

1-10 11-12
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]