«Ищу, нахожу, сравниваю»
06 Февраля 16, 08:57 | |
Бадгиева Эльза Даниязовна, учитель татарского языка и литературы МБОУ "СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Нижнекамск, Республика Татарстан, Россия Авторская программа организации исследовательской и проектной деятельности учащихся «Ищу, нахожу, сравниваю» Номинация: мое педагогическое искусство 3-4 классы Метапредмет В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Одним из средств формирования этнотолерантности является изучение и сравнительный анализ истории, культуры, искусства, литературы, языка, традиций родного народа (к примеру, русского, украинского или чувашского) с этими же аспектами другого народа (татарского). Такую сравнительную работу позволяет организовать внеурочная исследовательская и проектная деятельность. В условиях билингвального общества особенно актуальной является задача формирования этнической толерантности, способности личности признавать, принимать и понимать представителей иных культур, проявляющейся в терпимом отношении к людям иных национальностей, вероисповедания и возможности вступать с ними в диалог. Причины разработки авторской программы заключаются в том, что в урочное время у учителя нет возможности качественно организовать исследовательскую работу учащихся из-за нехватки времени. Программа внеурочной деятельности открывает для учителя и учащихся новые возможности для интересной работы. Цель авторской программы: формирование исследовательской культуры школьников, развитие знаний и навыков, необходимых для самостоятельной исследовательской работы на основе этнической толерантности. Конкурсный материал содержит саму авторскую программу, справку об апробации, внешнюю и внутреннюю рецензию, приложения. Разработки занятий, доказательный материал участия обучающихся в конференциях не вошли в комплект документов из-за ограничения объёма конкурсных материалов. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: 1. Развивать у обучающихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. 2. Знакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании. 3. Обучить умениям работать индивидуально и в группе, а также основам оформления работ. 4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. 5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи. Общая характеристика курса Полный курс программы рассчитан на 1 год обучения – 35 часов. Особенность изучаемого курса состоит в том, что работа по данной программе может быть организована на групповых занятиях во внеурочное время, по индивидуальной программе, а также через нерегламентированные виды деятельности: в дистанционном режиме через виртуальные факультативы. В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Место и роль курса в обучении Опираясь на такие дисциплины образовательной программы школы, как татарский язык, русский язык, литературное чтение на русском и татарском языках, окружающий мир, технология, история, география, математика и др., курс дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке. Таким образом, работу учащего ведут два научных руководителя: учитель татарского языка и другой предметник (библиотекарь). Программа адаптирована для учащихся 3-4 классов, предусмотрено расширение границ разделов в соответствии с «ростом» ученика. Программа построена на принципах личностно-ориентированного подхода. Формирование группы учащихся для занятий исследовательской и проектной работой осуществляется по запросу и желанию детей. Преимуществом данной программы является рассмотрение тем в контексте культурно-исторического развития от её первоисточников и до наших дней, в тесной связи с работой школьного музея «Прошлое, настоящее и будущее моего народа». На организационном занятии учитель знакомит с теоретическими основами проектно-исследовательской деятельности – постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, проведением экспериментов, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов. Обучающимся предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам. Результаты оцениваются через участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, олимпиадах и других формах свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности. Список федеральных, республиканских, региональных и муниципальных мероприятий для учащихся представлен в приложении. Материально-техническое обеспечение Для работы по программе необходим учебный кабинет со школьной мебелью, учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс. Апробация. Сроки реализации программы. Программа реализуется с 2013 года. Результаты апробации прослеживаются через работу авторских педагогических сообществ для учителей и виртуальных факультативов для учащихся на портале Электронного образования РТ (https://edu.tatar.ru/community/index/15259, https://edu.tatar.ru/community/index/11101, https://edu.tatar.ru/facultative/index/4097, https://edu.tatar.ru/facultative/index/4213), а также через динамику результативного участия учащихся в научно-практических конференциях разного уровня. Необходимые доказательства представлены в приложении. Предполагаемые результаты Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС по организации внеурочной деятельности учащихся. Результатами прохождения курса является овладение предметными и универсальными учебными действиями. Обучающийся имеет представление:
| |
| |
Просмотров: 7052 | Загрузок: 44 | Комментарии: 14 | |
Всего комментариев: 14 | 1 2 » | ||||||||||||||||
|