Портрет как искусство изображения человека и его характера
12 Марта 16, 14:00 | |
Осипова Марина Борисовна, учитель музыки, зам директора по научно-методической работе МОУ Гимназия г. Нижняя Салда, Россия Портрет как искусство изображения человека и его характера Урок, смоделированный в соответствии с требованиями ФГОС материалы и задания (дополнительное образование) 4 класс Учебный предмет - Мир радости, добра и красоты В процессе моделирования данного урока предусмотрены возможности усиления воспитательной составляющей образовательного процесса для того, чтобы • дети - знакомились с искусством разных времен и народов; - учились внимательно и вдумчиво рассматривать (изучать, исследовать) художественные произведения, видеть их смысл, идею; - формировали собственное индивидуально-личностное отношение к искусству, развивали способность обосновывать личное мнение и понимать позиции других людей; • учитель смог реализовать вариативный и дифференцированный подходы, способствуя - развитию речи, коммуникативной компетентности, логического мышления; - формированию культуры дискуссии; - эффективному осуществлению процессов социализации и инкультурации. На IV Всероссийский конкурс «Изюминки в моей педагогической работе» представлен урок из курса «Шаги в мир радости, добра и красоты», представляющий часть учебного плана начального общего образования, формируемую участниками образовательного процесса. Программа «Шаги в мир радости, добра и красоты» - один из путей активизации творческого потенциала учащихся МОУ Гимназия. Предпосылками для ее разработки стали новые тенденции развития ребенка с привлечением средств различных видов искусств: ориентация на младший школьный возраст, как на наиболее благоприятный в плане становления ребенка как человека культуры; понимание того, что результативность воспитательного процесса во многом определяется не отработкой каких-либо установок или навыков, а эмоционально-чувственной наполненностью окружающего мира и социокультурной образовательной среды; понимание творчества как пути к формированию духовности личности школьника, пути включения ее в систему общечеловеческих ценностей; встреча с культурой и искусством (концерт, выставка, литературная гостиная, коллективное творческое дело и др.) как момент, формирующий мировоззрение и определяющий отношение ребенка к миру и к самому себе; формирование у детей потребности постоянного общения с общечеловеческими духовно-нравственными и культурными ценностями и создание атмосферы радости и наслаждения процессом восприятия произведений искусства. Актуальность разработки данной программы для МОУГ обусловлена тем, что позволяет усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, сделать ее более целенаправленной и действенной, адресуя к определенной возрастной группе детей. Практическая значимость заключается в том, что она способствует воспитанию активного потребителя духовных ценностей с развитым художественным вкусом, умеющим чувствовать и переживать прекрасное, способного к обоснованному эстетическому суждению; привлекает имеющиеся возможности и ресурсы дополнительного художественно-эстетического образования в целях социально-культурной адаптации детей для профилактики и коррекции асоциального поведения; помогает выявить художественно одаренных детей и обеспечить соответствующие условия для их образования и творческого развития; ориентирует растущего человека на познание самого себя, ибо включает именно те жизненно важные вопросы, с которыми приходилось и приходится сталкиваться во все времена и решать которые предстоит каждому. Новизна - ориентированность на целостное освоение материала: ребенок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-коммуникативные навыки, совершенствуется в практическом общении, реализуется в мыслительном творчестве. Эпизодические посещения музеев, концертов, выставок, театра и т.п., «встроенные» в программу, позволяет ребенку расширить кругозор и получить дополнительные начальные навыки грамотного восприятия объектов искусства и культуры. Педагогическая целесообразность: в курсе «Шаги в мир радости, добра и красоты» комплексно присутствуют интеллектуально-познавательные составляющие, развивающие мыслительную деятельность; художественно-эстетические, развивающие образно-эмоциональное восприятие, вкус, ценностное отношение; досуговые и социально адаптирующие составляющие, которые выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий: "воспринимать", "развивать" и "воспитывать". Программа курса «Шаги в мир радости, добра и красоты» решает целый комплекс педагогических проблем. В процессе ее осуществления дети не только знакомятся с искусством разных времен и народов, учатся внимательно и вдумчиво рассматривать (изучать, исследовать) художественные произведения, видеть их смысл, идею, формируют собственное индивидуально-личностное отношение к искусству, но и развивают навыки визуального восприятия, критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей; способствуют развитию речи, коммуникативной компетентности, логического мышления, формированию культуры дискуссии; эффективного осуществления процессов социализации и инкультурации. Модуль 5 «Образы для размышлений» (4 класс) Раздел 2: Я поведу тебя в музей… Искусство смотреть и видеть Урок 6 Тема: Портрет как искусство изображения человека и его характера Цель учителя: создание условий и возможностей для расширения художественного опыта обучающихся путем вовлечения их в активную совместную творческую деятельность по изучению портрета, обеспечивая развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать, понимать различные жанры и виды изобразительного искусства; развитие процессов восприятия и мышления (образного и логического); навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения и взаимодействия с окружающими. Задачи: Обучающие – формирование целостного представления о видах и жанровых особенностях, истории развития портрета и его национальной самобытности, о связи искусства с действительностью на основе теоретического и практического опыта детей; включить учащихся в активную познавательную деятельность, актуализировав знания и умения в выявлении и интерпретации авторского замысла (идеи), использования средств выразительности для воплощения художественно-образного содержания произведения изобразительного искусства на примере портрета. Воспитывающие – накопление школьниками нравственно-эстетических впечатлений; развитие системы ценностных отношений к произведениям изобразительного искусства; воспитание бережного отношения к идеям, образам и слову автора произведения. Развивающие – • способствовать развитию у младших школьников мыслительно-речевой деятельности, умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; а также высказывать аргументированное суждение. Предполагаемые цели учеников (варианты): - узнать больше об истории портрета как жанра изобразительного искусства; - научиться рассказывать об изображенном человеке, используя свои знания об особенностях языка изобразительного искусства; - познакомиться с творчеством известных портретистов, т.к. учусь на отделении изобразительного искусства детской школы искусств; - определить, для чего нужен портрет, и какова его роль в жизни людей; - выявить, какие же бывают разновидности портретов. Предполагаемые (ожидаемые) результаты: УЧЕНИК НАУЧИТСЯ Предметные: - систематизировать виды и характерные особенности жанра портрета; - основам выявления и интерпретации авторского замысла; Метапредметные: регулятивные: - планировать свою учебную деятельность, удерживая цель и задачи в течение урока; - оценивать свою деятельность на уроке и достигнутый результат урока; познавательные: - наблюдать, сравнивать, делать умозаключения, устанавливая причинно-следственные связи; - осуществлять поиск аргументов для выражения с собственной точкой зрения о личностных характеристиках изображенного на портрете, коммуникативные: - выстраивать собственные монологические высказывания небольшого объема; - работать с возражениями оппонентов (обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, аргументировать свою точку зрения). Личностные: - проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала; - самоопределяться в образном содержании и личностном смысле портрета. Урок усвоения новых знаний. Тип урока: урок-беседа. Комплект конкурсных материалов составляют: - пояснительная записка, - конспект урока в виде технологической карты, - содержательные материалы, которые учитель может моделировать в зависимости от контингента учащихся и уровня их образованности, - презентация. | |
| |
Просмотров: 3551 | Загрузок: 13 | Комментарии: 8 | |
Всего комментариев: 8 | |||||||||||||
|