Представленная программа выходит за рамки государственных образовательных программ, учитывает интересы учащихся, соответствует их стилю усвоения знаний, побуждает учеников вникать в сущность изучаемой темы, интегрирует их знания, способствует формированию единой картины мира. Содержание программы предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления. Программа дает ученикам возможность приобщаться к постоянно меняющимся знаниям и новой информации, развивает интерес к приобретению новых знаний, приобщает к идее непрерывного образования. Предусматривает развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволит учащимся переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые. Программа поощряет инициативу учеников, творчество, самостоятельность. Способствует развитию сознания и самосознания школьников, пониманию связей с другими людьми, культурой, наукой, природой. Данная программа направлена на достижение большей глубины в мыслительной и исследовательской деятельности, в получении новой информации, новых идей и новых результатов.
1. В основе работы творческих мастерских лежат следующие технологии:
— «SBS» (Шаг за шагом), где учащиеся в группах работают по центрам. —RWCT («Развитие критического мышления через чтение и письмо»). 2. Методы проблемно-поисковый, исследовательский, самостоятельной работы, рефлексивные методы. 3. Формы: индивидуальная, работа в парах, групповая работа, коллективная работа, уроки-занятия, уроки-исследования, привлечение родителей, уроки- презентации работ. 4. Уровень сформированности УУД: ученик готовит творческий проект самостоятельно, получая консультации от учителя.
Уважаемая Елена Дмитриевна! Вами представлен богатый и разнообразный материал. Можно спорить о том, какие виды творческих работ можно считать проектами, но бесспорным является конечный результат - развитие творческих способностей детей, самостоятельности мышления. Спасибо за Ваше творчество! С уважением В.В.Удод
Уважаемая Елена Дмитриевна! С большим интересом прочитала Ваш материал. Любопытно было познакомиться с вашим вариантом проведения творческой мастерской и организации работы над проектами. В презентации не помешало бы вставить ссылки на использованные источники (иллюстрации, книги). Сканы дипломов можно было бы тоже включить в презентацию. В заголовке темы постановка запятой не требуется. Желаю вам удачи в конкурсе. С уважением, Н.Н. Покровкова
Наталья Николаевна, спасибо за Ваш отзыв. Презентацию к работе я не делала - это приложения. Нет ссылок на иллюстрации так как это мои авторские книги.
Спасибо за Вашу работу, которая вызвала некоторые сомнения по поводу отношения к проектам. Мне кажется, что творчество вообще трудно заключить в какие-либо рамки. А результаты замечательные. Успехов Вам в работе,Елена Дмитриевна.
Интересный материал!При использовании технологий «SBS» , RWCT автор применяет следующие приёмы:Кластер, INSERT «Инсерт», синквейн или пятистишье, Робин Раунд, кубики, что нашло отражение в творческих работах детей! Спасибо! Какулин А.н.
Представлен интересный и содержательный материал.Но я бы назвала эту программу не проектная и не исследовательская деятельность, а скорее всего творческая деятельность, т.к. задания которые выполняются детьми носят больше творческий и исследовательский характер. Применяемые формы работы дают возможность детям проявить самостоятельность и творчески развиваться.Спасибо и удачи!
Тема актуальна. Работа учителя видна в системе. Не все предъявленное соответствует проектам. Я бы тоже назвала это творческими работами. Спасибо. Удачи Вам!
Елена Дмитриевна, просто не называйте эти работы проектными, чтобы нельзя было придраться в плане методической грамотности (есть у нас такой критерий). Называйте это творческими работами учащихся.
Валентина Михайловна, мы называем наши работы творческими проектами. Цитирую: Метод творческих проектов - это гибкая система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров или услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость. Этот процесс предполагает выполнение учебных творческих проектов.
Я не знаю, что, как член жюри, я могу здесь оценить в соответствии с критериями конкурса. У Вас колоссальные наработки. В тексте упоминаете технологии РКМЧП, проектную и исследовательскую. Но исходя из размещённого материала, я не могу выяснить, как Вы владеете технологией РКМЧП, т.к. эта технология подразумевает не использование её отдельных элементов на уроке, а полностью выдержанный урок в этой технологии. Здесь не представлен подобный урок. Что касается проектной технологии, то предложенные работы (я посмотрела "Собака" и "Слон") не соответствуют проекту. Вероятно, Вы под проектом подразумеваете творческое задание ребёнку и некий конечный продукт. Но это, к сожалению, достаточно распространённое заблуждение. Что такое проект, посмотрите мои комментарии здесь http://vashabnp.info/load/144-1-0-2368 Елена Дмитриевна, Вашим детям можно только позавидовать, что у них такой учитель. Но мы здесь в жёстких рамках критериев конкурса.
Уважаемая Валентина Михайловна, спасибо за Ваш отзыв. Я не представила урок, так как в одном уроке не показать всю работу в Творческой мастерской и план такого урока занимает более 3-х страниц. Много лет моей настольной книгой является книга "Проектная деятельность младших школьников" авторы Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко издательского центра "Вентана-Граф", рецензентами которой являются Рубцов В.В.-доктор психологических наук, профессор, академик РАО; Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор. Цитирую: Методы обучения школьников проектной деятельности используются в комплексе. При этом на каждом этапе выполнения проекта те или иные методы играют первостепенную роль. Ведущим методом технологического обучения является метод творческих проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность. Рассмотрим методические аспекты этого процесса. Под учебным творческим проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения в совместной деятельности с учителем. Учебным творческий проект выполняется в три этапа: исследовательский (подготовительный). В него включается поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор конструкции и материалов; разработка конструкторско-технологической документации по организации рабочего места. Технологический этап - выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности; сборка изделия. Заключительный этап - контроль и испытание изделия; экономическое обоснование; маркетинговые исследования; подведение итогов; защита проекта. На каждом этапе совместной деятельности учащихся и учителей решаются определенные задачи. Деятельность учителя - предлагает, ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, уточняет,проверяет, дополняет, обобщает, контролирует, следит, участвует в оценке проекта. Деятельность учащихся - анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи, разрабатывают, определяют, подсчитывают, контролируют, оформляют, защищают проект. С уважением, Елена Дмитриевна
Елена Дмитриевна, я знаю, что обучение проектной деятельности в нашей огромной стране пока не на должном уровне. Из представленных на конкурс проектных и исследовательских работ ни одна не соответствует сути проекта или исследования.Вы ссылаетесь на именитых авторов, могу только сожалеть, если в их книгах содержатся подобные заблуждения. Цитирую Вас: Рассмотрим методические аспекты этого процесса. Под учебным творческим проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения в совместной деятельности с учителем. На самом деле под учебным проектом подразумевается самостоятельный поиск учащимся решения проблемы. И очень важно, чтобы ребёнок сам осознал, сформулировал проблему и нашёл способ её решения. Причём продуктом проекта может быть не только конкретное изделие, но и предложения ребёнка по решению проблемы. Я Вам дам ссылку на сообщество учебного проектирования г.Москвы и лабораторию при МИОО (Московский Институт Открытого Образования), там можно найти и все требования к проекту и массу примеров проектных работ. Ваши работы тоже можно превратить в проектные, но нужно немного переделать. Начать с проблемной ситуации (например: приближается праздник 8 марта, а у нас нет подарка для мамы. Можно, конечно, попросить денег у папы, но это уже будет подарок от папы. Как же быть? Рисунок, открытка? Или игрушка, сделанная своими руками? Попробуйте сформулировать проблему, которую вам нужно будет решить. Проблема формулируется со слова "как". Дети: как изготовить игрушку из имеющихся материалов. Учитель: а теперь сформулируйте цель вашей работы. Дети: цель - изготовить игрушку. Ну а далее дети прописывают задачи, в идеале - самостоятельно. Они должны прописать все их шаги по изготовлению игрушки. Одной из задач ребята могут прописать - проконсультироваться у учителя. Главное, чтобы они понимали, как будут решать проблему.
Педагогическое сообщество учебного проектирования
Сайт лаборатории http://schools.keldysh.ru/labmro Информационно-методическое пространство «Учебное проектирование и исследование в ОУ» www.mioo.seminfo.ru - Кафедра начального образования - Лаборатория информационной поддержки развития образования
Согласна со всеми предыдущими комментариями. Особенно с комментарием Марины Борисовны в той его части, где она говорит о систематизации организации деятельности школы. Замечательно, что Вам удалось создать команду единомышленников (и это тоже искусство). Как я поняла, ваша школа работает по этой программе уже более десяти лет? А какое продолжение она получает в основной школе? Для себя отметила, что ученики не только учатся работать в разных техниках, но и "технологическую карту последовательности изготовления изделия, составляют экономические расчёты...", учатся представлять результаты своего труда. Думаю, как раз здесь без исследовательского компонента не обойтись. С уважением, Бибичева Елена Владимировна
Уважаемая Елена Владимировна, спасибо за Ваш отзыв. Между начальными классами и средним звеном у нас существует преемственность. В начальных классах на уроках "Творческих мастерских" учащиеся учатся выполнять творческие проекты, на уроках "Основы исследовательской деятельности" учащиеся выполняют исследовательские мини-проекты. В среднем звене (5-7 классы) учащиеся занимаются проектной деятельностью. Начиная с 8 класса учащиеся занимаются на профилях по выбору: "Швейный", "Кулинарный", Деревообработка", "Автодело", Делопроизводство", по окончании школы получают соответствующие документы.
Уважаемая Елена Дмитриевна! Идея Творческих мастерских позволяет систематизировать организацию деятельности школы по реализации определенного направления деятельности младших школьников. Вы действительно затронули очень важную проблему - подготовку учащихся к проектно-исследовательской деятельности (основополагающей на степенях основной и средней школы); учитывая, что творческие мастерские "ведут" несколько педагогов, у детей увеличиваются возможности "найти своего учителя", который работает именно в их стиле. + Реализация проектов на различном предметном материале предполагает неоднократное освоение алгоритма реализации проекта. Хорошо прослеживается вариативность и дифференцированность выбора тем. Желаю Вам успехов и творческих находок! С уважением Марина Борисовна