Диалог с искусством, миром и собой
20 Февраля 15, 09:24 | |
Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка, литературы и МХК МБОУ гимназия № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска Диалог с искусством, миром и собойНоминация: Мое педагогическое искусство 9 -11 классы Мировая художественная культура, литература В работе раскрывается опыт проведения интегрированных занятий по мировой художественной культуре и литературе, основным видом деятельности на которых становится интерпретация произведения искусства и создание творческой письменной работы. Интегрированные уроки и внеклассные занятия дают ученику возможность освоить школу интерпретационной деятельности, которую можно рассматривать как школу становления и развития диалога ученика с искусством, миром и самим собой. В этом я опираюсь на методические идеи В. Г. Маранцмана, Е. Р. Ядровской, В. А. Доманского. Деятельностный, диалоговый характер процесса интерпретации, направленность на получение творческого продукта позволяют рассматривать интерпретацию как вид деятельности ученика, соотносимый с общением и творчеством, в основе которых лежат рефлексия, установка на понимание другого, самовыражение, диалог. Многолетний опыт преподавания в школе литературы и мировой художественной культуры привел меня к убеждению, что одной из важнейших задач школьного образования является формирование жизненной позиции, основанной на вдумчивом и бережном отношении к общемировым культурным ценностям. Культурологическая некомпетентность учащихся, утрата связи с духовной культурой своего народа и человечества в целом говорят о необходимости воспитания в современной школе «человека культуры». В то же время стремительные изменения в обществе, непрерывно возрастающий объем и доступность любой информации актуализируют проблему отбора и обработки информации. Ценность приобретает не информация как таковая, а её интерпретация, способность человека воспринимать, анализировать и творчески перерабатывать информацию с целью создания нового. Не вызывает сомнения востребованность со стороны общества и государства человека творческого, креативного, способного к межкультурному диалогу, обладающего определенной «культурной грамотностью». И в этом нам помогает искусство. В чем тайна вечности искусства? Произведения искусства живут в веках потому, что находят своего читателя, зрителя, слушателя. Потребность в общении с искусством живёт в каждом человеке и все ученики способны к диалогу с искусством. Каждый может попытаться «ответить» автору произведения, создав свою интерпретацию. Однако каждое произведение искусства является текстом, созданным на своем особенном языке, и живёт по законам того вида искусства, на языке которого говорит. Поэтому для того, чтобы создать свою интерпретацию произведения искусства, необходимо овладеть основами этого языка. Знакомя учеников с особенностями языка разных видов искусства, как мне кажется, нужно избегать формального подхода, смещения акцента анализа на предметную основу произведения (которая является лишь средством, необходимым для выражения замысла автором). Такая работа на уроке часто не позволяет соотнести видимое изображение с внутренним опытом ученика, пережитым, личностно значимым смыслом. На мой взгляд, учителю важно найти ту «золотую середину» между «эстетическим» и «воспитательным» направлениями анализа произведения искусства, которая не превращала бы работу на уроке в «препарирование» произведения и в то же время показала язык искусства как важнейшее, универсальное средство понимания смыслов. Научить «расслышать» то, что говорит произведение искусства, и выстроить с ним диалог – главная задача учителя. Но как именно, какими способами возможно «включить» учеников в диалог с искусством? Опыт общения начинающего зрителя с искусством будет тем плодотворнее, чем больше он получает возможностей познакомиться с самыми разными точками зрения на произведение, задуматься над замыслом автора и выразить себя в слове. Я предлагаю проведение интегрированных занятий по мировой художественной культуре и литературе, основным видом деятельности на которых становится интерпретация произведения искусства и создание творческой письменной работы. Интегрированные уроки и внеклассные занятия дают ученику возможность освоить школу интерпретационной деятельности, которую можно рассматривать как школу становления и развития диалога ученика с искусством, миром и самим собой. В этом я опираюсь на методические идеи В. Г. Маранцмана, Е. Р. Ядровской, В. А. Доманского. Деятельностный, диалоговый характер процесса интерпретации, направленность на получение творческого продукта позволяют рассматривать интерпретацию как вид деятельности ученика, соотносимый с общением и творчеством, в основе которых лежат рефлексия, установка на понимание другого, самовыражение, диалог. Результатом диалога ученика с произведением искусства становится творческая работа. Опыт показывает, что, приобретая навыки интерпретации текстов искусства, ученики постепенно перестают бояться «чистого листа бумаги», у них появляется потребность выразить себя в слове. Предлагаю на уроках МХК и литературы активно использовать образовательные возможности Интернета, к примеру, проводить некоторые учебные занятия (интернет-уроки) в форме виртуальной экскурсии. Экскурсию можно рассматривать не только как увлекательное путешествие, но и как школу общения с произведениями искусства. Побудить учащихся размышлять, сопоставлять, подводить к самостоятельным оценкам и выводам – важные задачи виртуальной экскурсии. Ресурсы виртуальных музеев могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. Опыт проведения виртуальных экскурсий раскрыт мной в статье «Интернет-уроки мировой художественной культуры в форме виртуальной экскурсии» на сайте «45 минут из жизни учителя»: http://45minut.info/load/424-1-0-1623. Таким образом, изложенное выше дает нам возможность сформулировать подход к восприятию искусства как диалог и сотворчество. Обращение к произведениям искусства помогает ученику открыть новое не только в искусстве, но и в самом себе. «Открывая мир через искусство, вступая в диалог с искусством и с самим собой, мы пробуждаем искусство в себе и по-новому начинаем чувствовать и понимать жизнь» (Е. Р. Ядровская). Изучение языка различных видов искусства дает возможность подготовить зрителя, читателя, слушателя, который сможет без помощи учителя и не имея возможности познакомиться с творчеством художника, понять произведение искусства. В результате ученик научится — понимать особенности языка различных видов искусства; — устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; — интерпретировать произведения различных видов и жанров искусства; — пользоваться различными источниками информации о произведениях искусства. Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для — осознанного выбора дальнейшего профиля обучения; — выбора путей своего культурного развития; — выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; — самостоятельного художественного творчества. В Приложении предлагаю примеры интегрированных заданий по литературе и мировой художественной культуре, некоторые темы творческих работ, критерии оценки творческих работ учащихся, адреса интернет-сайтов для проведения виртуальных экскурсий. Приложения | |
| |
Просмотров: 4532 | Загрузок: 19 | Комментарии: 20 | |
Всего комментариев: 20 | ||||||||||||||||||||
|