Диалог с искусством, миром и собой
20 Февраля 15, 09:24
Фадеева Татьяна Викторовна,
учитель русского языка, литературы и МХК
МБОУ гимназия № 3 имени М.Ф. Панькова
г. Хабаровска

Диалог с искусством, миром и собой


Номинация: Мое педагогическое искусство
9 -11 классы
Мировая художественная культура, литература

В работе раскрывается опыт проведения интегрированных занятий по мировой художественной культуре и литературе, основным видом деятельности на которых становится интерпретация произведения  искусства и создание творческой письменной работы.
Интегрированные уроки и внеклассные занятия дают ученику возможность освоить школу интерпретационной деятельности, которую можно  рассматривать как школу становления и развития диалога ученика с искусством, миром и самим собой. В этом  я опираюсь на методические идеи В. Г. Маранцмана, Е. Р. Ядровской, В. А. Доманского.
Деятельностный, диалоговый  характер процесса интерпретации, направленность на получение творческого продукта позволяют рассматривать интерпретацию как вид деятельности ученика, соотносимый с общением и творчеством, в основе которых лежат рефлексия, установка на понимание другого, самовыражение, диалог.


Многолетний опыт преподавания в школе литературы и мировой художественной культуры привел меня к убеждению, что одной из важнейших задач школьного образования  является формирование жизненной позиции, основанной на вдумчивом и бережном отношении к общемировым культурным ценностям.
Культурологическая некомпетентность учащихся, утрата связи с духовной культурой своего народа и человечества в целом говорят о  необходимости воспитания в современной школе «человека культуры». В то же время стремительные изменения в обществе, непрерывно  возрастающий объем и доступность любой информации актуализируют  проблему отбора и обработки информации. Ценность приобретает не информация как таковая, а её интерпретация, способность человека воспринимать, анализировать и творчески перерабатывать информацию с целью создания нового.

Не вызывает сомнения востребованность со стороны  общества и государства человека творческого, креативного, способного к межкультурному диалогу, обладающего определенной «культурной грамотностью». И в этом нам помогает искусство.

В чем тайна вечности искусства?
Произведения искусства живут в веках потому, что находят своего читателя, зрителя, слушателя. Потребность в общении  с  искусством живёт в каждом человеке  и все ученики способны к диалогу с искусством. Каждый может попытаться «ответить» автору произведения, создав свою интерпретацию.
Однако каждое произведение искусства является текстом, созданным на своем особенном  языке, и живёт по законам того вида искусства, на языке которого говорит. Поэтому для того, чтобы создать свою интерпретацию произведения искусства, необходимо овладеть основами этого языка.
Знакомя учеников с особенностями языка разных видов искусства, как мне кажется, нужно избегать формального подхода,  смещения акцента анализа на предметную основу произведения (которая является лишь средством, необходимым для выражения замысла автором). Такая работа на уроке часто не позволяет соотнести видимое изображение с внутренним опытом ученика, пережитым, личностно значимым смыслом.

На мой взгляд, учителю  важно найти ту «золотую середину» между «эстетическим» и «воспитательным» направлениями анализа произведения искусства, которая не превращала бы работу на уроке  в «препарирование» произведения и в то же время показала язык искусства как важнейшее, универсальное средство понимания смыслов.

Научить «расслышать» то, что говорит произведение искусства, и выстроить с ним диалог – главная задача учителя. Но как именно, какими способами возможно «включить» учеников в диалог с искусством?

Опыт общения начинающего зрителя с искусством будет тем плодотворнее, чем больше он получает возможностей познакомиться с самыми разными точками зрения на произведение,  задуматься над замыслом  автора и выразить себя в слове.
Я предлагаю проведение интегрированных занятий по мировой художественной культуре и литературе, основным видом деятельности на которых становится интерпретация произведения искусства и создание творческой письменной работы.

Интегрированные уроки и внеклассные занятия дают ученику возможность освоить школу интерпретационной деятельности, которую можно  рассматривать как школу становления и развития диалога ученика с искусством, миром и самим собой. В этом  я опираюсь на методические идеи В. Г. Маранцмана, Е. Р. Ядровской, В. А. Доманского.
Деятельностный, диалоговый  характер процесса интерпретации, направленность на получение творческого продукта позволяют рассматривать интерпретацию как вид деятельности ученика, соотносимый с общением и творчеством, в основе которых лежат рефлексия, установка на понимание другого, самовыражение, диалог.

Результатом диалога ученика с произведением искусства становится творческая работа. Опыт показывает, что, приобретая навыки интерпретации текстов искусства, ученики постепенно перестают бояться «чистого листа бумаги», у них появляется потребность выразить себя в слове.
Предлагаю на уроках МХК и литературы активно использовать образовательные возможности Интернета, к примеру, проводить некоторые учебные занятия (интернет-уроки) в форме виртуальной экскурсии. Экскурсию можно рассматривать не только как увлекательное путешествие, но и как школу общения с произведениями искусства.  Побудить учащихся  размышлять, сопоставлять, подводить к самостоятельным оценкам и выводам – важные задачи виртуальной экскурсии. Ресурсы виртуальных музеев могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся.

Опыт проведения виртуальных экскурсий раскрыт мной в статье «Интернет-уроки  мировой художественной культуры в форме виртуальной экскурсии» на сайте «45 минут из жизни учителя»: http://45minut.info/load/424-1-0-1623.

Таким образом, изложенное выше дает нам возможность сформулировать подход к восприятию искусства как диалог и сотворчество. Обращение к произведениям искусства помогает ученику открыть новое не только в искусстве, но и в самом себе. «Открывая мир через искусство, вступая в диалог с искусством и с самим собой, мы пробуждаем искусство в себе и по-новому начинаем чувствовать и понимать жизнь» (Е. Р. Ядровская).

Изучение языка различных видов искусства дает возможность подготовить  зрителя, читателя, слушателя, который сможет без помощи учителя и не имея возможности познакомиться с творчеством художника, понять произведение искусства.

В результате  ученик научится
— понимать особенности языка различных видов искусства;
— устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
— интерпретировать произведения различных видов и жанров искусства;
— пользоваться различными источниками информации о произведениях искусства.

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
— осознанного выбора дальнейшего профиля обучения;
— выбора путей своего культурного развития;
— выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
— самостоятельного художественного творчества.

В Приложении предлагаю примеры  интегрированных заданий по литературе и мировой художественной культуре, некоторые темы творческих работ, критерии оценки творческих работ учащихся, адреса интернет-сайтов для проведения виртуальных экскурсий.

Приложения




Категория: Моё педагогическое искусство | Добавил: nadezhda | Теги: УУД, интеграция учебных дисциплин, изюминки педагогической работы, творческие работы по литературе и М
Просмотров: 4466 | Загрузок: 19 | Комментарии: 20 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 20
15 viktoriya-udod   (26 Февраля 15 18:31) [Материал]
Уважаемая Татьяна Викторовна! Современное обучение обязано быть интегрированным, объединять разные области знаний в единую картину мира. Диалогическое мышление - основа коммуникации между людьми. Эти факторы полно и подробно описаны в Вашей работе. Все материалы могут успешно использоваться в работе учителями литературы. Спасибо за Ваше творчество!
С уважением В.В.Удод

16 tatiana74   (27 Февраля 15 13:47) [Материал]
Большое спасибо за отзыв!

14 natalyapokrovkova   (25 Февраля 15 14:09) [Материал]
Уважаемая Татьяна Викторовна! Благодарю Вас за полезную, качественную и интересную работу, которая может быть использована как в урочное, так и во внеурочное время. Вы выбрали очень актуальную тему. Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. Считаю, что Вы с поставленной задачей справились успешно. Удачи Вам на конкурсе и дальнейших творческих успехов! С уважением, Наталья Николаевна Покровкова

17 tatiana74   (27 Февраля 15 13:48) [Материал]
Наталья Николаевна, благодарю за Ваш комментарий!

13 rjpjhtp   (24 Февраля 15 21:39) [Материал]
Уважаемая Татьяна Викторовна!
Грамотный , интересный материал. Понравилось приложение. Написание творческих работ- важная составляющая развития школьника. Спасибо за работу!

18 tatiana74   (27 Февраля 15 13:49) [Материал]
Спасибо за отзыв!

12 nkakulina   (24 Февраля 15 21:30) [Материал]
С большим интересом познакомился с интегрированными заданиями по литературе и мировой художественной культуре, темами творческих работ, критериями оценки творческих работ учащихся, адресами интернет-сайтов для проведения виртуальных экскурсий. Полезный материал для педагогов!
Большое спасибо!
Какулин А.Н.

19 tatiana74   (27 Февраля 15 13:49) [Материал]
Благодарю за комментарий!

11 kalinpu   (24 Февраля 15 18:27) [Материал]
В своей работе автор выбрал очень актуальную для современного общества тему - развитие и становление "диалога ученика с искусством, миром и собой", и как один из вариантов решения этой проблемы - проведение интегрированных уроков. Работа имеет логически стройное содержание, в ней описаны современные методы и приёмы, организации учебной деятельности; содержит интересные теоретические выводы и практические задания, а также рекомендации для проведения занятий. Спасибо за хороший материал.

20 tatiana74   (27 Февраля 15 13:50) [Материал]
Большое спасибо за комментарий!

6 elen5499   (24 Февраля 15 11:23) [Материал]
Материал востребован, актуален, современен. Грамотно изложен материал. Даны примеры практических разработок. Согласна с коллегой о превышении размера публикации. Спасибо.

5 sosnowavalentina   (23 Февраля 15 20:18) [Материал]
Очень ценный опыт и наработки. Но к сожалению, мы вынуждены оценивать работу в соответствии с критериями. Превышен размер публикации. Темы творческих работ, на мой взгляд, нужно формулировать иначе: «Как вы понимаете выражение «поэзия обыденного»?» Тема работы, вероятно: "Моё понимание выражения "поэзия обыденного" и т.п.

9 tatiana74   (24 Февраля 15 11:54) [Материал]
Спасибо за комментарий. Не думаю, что объем превышен. Статья по объему небольшая, остальное - приложения.

10 sosnowavalentina   (24 Февраля 15 16:05) [Материал]
У Вас работа на 9 страниц. По условиям конкурса - 3 страницы.

4 bibiel   (23 Февраля 15 07:56) [Материал]
Большое спасибо за вашу работу, Татьяна Викторовна. После прочтения поняла, насколько точно её название. Действительно, очень важно, чтобы уроки МХК не превращались в монолог учителя и в формальные отчёты (чаще презентации)учеников по фактическому материалу. "Пробудить" в ученике желание вступать в диалог с искусством ( а уж с собой!) очень сложно. В наше время - время подрастающих информационных "потребителей" такие педагоги - находка!
В работе представлены ссылки на виртуальные экскурсии, критерии оценки творческих работ, интересные творческие задания.
Интересно было бы почитать примеры работ обучающихся.
Думаю, Ваш опыт очень полезен и вдохновит других преподавателей МХК и литературы на творческое самосовершенствование.
С уважением, Бибичева Елена Владимировна

8 tatiana74   (24 Февраля 15 11:53) [Материал]
Елена Владимировна, большое спасибо за комментарий.

3 20011959   (22 Февраля 15 15:59) [Материал]
Уважаемая Татьяна Викторовна!
Насколько логично и последовательно изложены концептуальные основы Вашей педагогической деятельности - Это не просто слова, это действительно формируемая личностная позиция каждого школьника. Тем более это важно в условиях, когда дети имеют открытый доступ к произведениям искусства, в том числе и сомнительного качества. Насколько важно научить их критически подходить к оценке художественной ценности произведений искусства. Вы не учите детей, вы удивительно тонко и целенаправленно приобщаете их к миру искусства и культуры. Предложенные задания разнообразны по форме и видам деятельности, но они объединены единой целью: помочь ребенку осознать собственное понимание и интерпретацию содержания того или иного произведения с установлением предметно-следственных взаимосвязей и сопоставления. Спасибо за Ваше творчество и точное понимание требований ФГОС. Удачи! С уважением Марина Борисовна

7 tatiana74   (24 Февраля 15 11:52) [Материал]
Марина Борисовна, благодарю за Ваш комментарий.

1 Loretts   (21 Февраля 15 17:50) [Материал]
Уважаемая Татьяна Викторовна.

Познакомилась с вашей разработкой. Сразу привлекло внимание название материала. Еще и актуальность и сложность материала. Описана востребованность со стороны общества и государства. Интегрированные занятия намного сложнее провести, создать методически правильный подход тоже нелегко. Раскрыта тайна вечности искусства. Раскрыта важность правильного разграничения "эстетического" и "воспитательного" направления. Видно, что вы владеете терминологией по Федеральным государственным образовательным стандартам.
Занятия этого материала основаны на видах деятельности: рефлексии, установки на понимание другого, самовыражения, диалога.
Уверена, что учителям будет интересно познакомиться с примерами интегрированных заданий по литературе и мировой художественной культуре, с темами творческих работ и самими работами. Вы не забыли и о критериальной базе оценки.

Спасибо за хороший материал и серьезный подход к работе, представленной на сайте. Дальнейших творческих успехов!

С уважением Анна Васильевна Лоретц

2 tatiana74   (22 Февраля 15 01:38) [Материал]
Анна Васильевна, большое спасибо за Ваш комментарий.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]