16 Декабря 14, 18:28 | |
Поремская Ирина Васильевна, учитель математики КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша», Казахстан Совершенствование методики преподавания математикикак условия повышения качества знанийПедагогическая технология, применяемая для формирования УУД (накопление личного опыта) 5-11 класс математика Организация учебного процесса по усвоению учащимися знаний по математике с использованием методов исследовательской работы. Методы исследования: • Анализ и синтез • Анализ понятий и терминов • Сравнение • Классификация • Моделирование • Эксперимент • Ранжирование • Опрос Методы исследования направлены на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время: от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев. Темы работ определяются практической значимостью вопроса, его актуальностью, а так же возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук. Планируемые результаты формирования УУД:« развитие познавательных умений и навыков учащихся; « умение ориентироваться в информационном пространстве; « самостоятельное приобретение необходимых знаний; « интегрирование знаний из различных областей наук; « умелое применение знаний на практике для решения возникающих проблем; « развитие ораторских способностей; « умение анализировать факты, делать выводы и умозаключения. При проведении уроков математики использую методы исследовательской работы. Применяя данные методы, у ребят развиваются творческие способности, умение применять теоретический материал при решении задач. Дается возможность каждому учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Создаются условия для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию не только творческих способностей, но и логического мышления. Решаются следующие образовательные задачи: « развитие познавательных умений и навыков учащихся; « умение ориентироваться в информационном пространстве; « самостоятельное приобретение необходимых знаний; « интегрирование знаний из различных областей наук; « умелое применение знаний на практике для решения возникающих проблем; « развитие ораторских способностей; « умение анализировать факты, делать выводы и умозаключения. Сегодня никому не надо доказывать, что математическое образование благо, которое может получить каждый человек. Уровень развития страны требует большого числа специалистов, которые будут использовать математические знания в своей профессиональной деятельности. Математика – предмет очень удобный для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся. Позволяет формировать такие качества, как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески. В связи с этим проблема развития творческих способностей является одной из актуальных в современном образовании. Данные методы развивают не только творческие способности, но и повышает мотивацию к изучению математики. Были поставлены задачи:• выявить основные виды исследовательской работы; Еще на каникулах целесообразно для каждого класса разработать темы творческих работ по математике, направленных на формирование устойчивого интереса к изучению предмета. Например: «Снежинки и их особенности», «Анализ сказок с точки зрения математики», «Симметрия растений и животных» и т. д. Нужно организовать учебный процесс по усвоению учащимися знаний по математике, чтобы обеспечить при этом рост их творческого и интеллектуального уровня. Следовательно, исследования направлены на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время: от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев. Темы работ определяются практической значимостью вопроса, его актуальностью, а так же возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук. Этапы исследовательской работы.I. Подготовительный этап. Методы исследования:• Анализ и синтез Анализ-метод исследования, направленный на мысленное или практическое разложение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части одного целого.Синтез – играет ведущую роль в исследовании, т. к. позволяет соединить части в целое, воссоздать из разрозненных частей единое, взаимодействующее с составными частями. Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.Можно использовать при выполнении задания: установить сходство и различие свойств функций у = х2 и у = - х2, по построенным графикам данных функций. Рис №2 Классификация – распределение информации на основе сравнения во взаимосвязанные группы – разряды или классы.Например, данный метод можно использовать при изучении темы: «Одночлен и его свойства». При выполнении этой работы учащимся можно предложить распределить понятия и действия на группы по свойствам: существительные, прилагательные, глаголы, словосочетания. Моделирование – создание на основе простой схемы, модели более сложного объекта, т. е. перенос реального объекта, процесса в условно создаваемую ситуацию, модель.Математическими моделями служат диаграммы, графики функций, геометрические фигуры. Эксперимент - метод исследования, основанный на вмешательстве в ход явлений, процессов путем создания условий, позволяющих выделить изучаемые связи из всего их многообразия и многократно их воспроизвести.Можно провести эксперимент при изучении темы: «Частота случайного события». При этом определяется ход работы, т.е. нужно выполнить при помощи игрального кубика 100 испытаний и вычислить частоту выпадения 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Рис №5 Ранжирование – выставление в порядке определенных достижений по значимости. Ранжирование - процедура упорядочения оцениваемых свойств объекта с помощью чисел (рангов) экспертом. С помощью порядковой шкалы значению переменной величины приписывается соответствующее место в ряду Рис №6Опрос (устный - интервью, письменный – анкетирование) – отражает мнения и оценки. Проводится на этапе первичного сбора материала. ВЫВОД. Как ранее говорилось, что использование методов исследовательской работы развивает не только творческие и интеллектуальные способности, но и повышает мотивацию к обучению, а так, же активизирует мыслительную деятельности учащихся. Какие же формы работы помогают учащимся запомнить, понять, изучаемый материал, не прибегая к заучиванию определений и правил? Литература | |
| |
Просмотров: 6440 | Загрузок: 29 | Комментарии: 27 | |
Всего комментариев: 27 | 1 2 » | |||||||||||||||||||
|