Школа Щетинина
Член Российской Академии Образования Михаил Петрович Щетинин родился 17 октября 1944 г. в селе Новый Бирюзяк Кизлярского района Дагестанской АССР, член КПСС с февраля 1977 г. В 1973 г. заочно закончил Саратовский Государственный Педагогический институт по специальности "музыка и пение". Был директором музыкальной школы в г. Кизляре, где, по его словам, развил музыкальные способности у группы детей, совершенно не способных к музыке, занимаясь их общим "гармоническим развитием".
После Кизлярской школы, около 1974 г., становится директором школы в поселке Ясные Зори, Белгородской области, где также занимается педагогическим экспериментом, развивая модную тогда педагогическую идею создания школы-комплекса, в котором усиленное внимание уделяется музыке, пению, хореографии. После Ясных Зорь Михаил Петрович оказывается в селе Зыбково, Кировоградской области, где до 1986 г. является научным руководителем эксперимента, занимая должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учеба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня. Кроме этого М. П. Щетининым вводились неожиданные педагогические новшества; сокращение времени уроков, отмена оценок, домашних заданий и т.п. Эксперимент не дал положительного результата и был закрыт после комиссии Министерства Просвещения СССР, что послужило основой для мифа "о гонениях на талантливого педагога-новатора со стороны официальной педагогики". Впрочем, он имеет государственные награды и отличия, среди них: Премия Ленинского Комсомола и значок ЦК ВЛКСМ, медаль "За трудовую доблесть" (1978 г.); значок "Отличник народного просвещения РСФСР"; звания "Заслуженный учитель России" (1978 г.) и академик Российской Академии Образования (1991г )

После закрытия эксперимента в Зыбково "педагог-новатор" живет в Москве под покровительством Академика Петровского, впоследствии первого президента РАО, созданной после распада СССР вместо АПН СССР. Этим знакомством, видимо, объясняется включение Щетинина, не имеющего ни одной ученой степени в число академиков-учредителей РАО. За время пребывания в Москве Щетинин пишет свой единственный печатный труд - брошюру "Объять необъятное", в которой рассказывает о своих неудавшихся экспериментах в Ясных Зорях и Зыбково.

История школы

В это же время он знакомится с трудами и учением Рерихов. Вооруженный новыми знаниями, Щетинин появляется в 1988 г. в станице Азовская Краснодарского края и начинает эксперимент с того, что за день до начала учебного года рушит все планы, объявляя о том, что классы отменяются, а вместо них формируются разновозрастные группы. Этот ход - неожиданное разрушение всяких планов - отныне является характерным и наиболее часто применяемым Щетининым приемом.

Несмотря на всеобщий энтузиазм, царивший вокруг Щетинина первые два года, к концу первого года школа, по настоянию родителей, была разделена на разновозрастную и одновозрастную, а к концу второго - разновозрастная школа официально отделилась с названием "Центр комплексного формирования личности детей и подростков". В школе была развернута проповедь идеи Агни-Йоги и налаживались связи с ВУЗами, которые оформлялись в виде очно-заочной формы обучения, при этом преподаватели ВУЗов приезжали к Щетинину, а не наоборот. Именно в это время в холле школы выставляется телевизор для просмотра сеансов Кашпировского и Чумака, которые в глазах Щетинина получили статус "идеальных людей", а обладание оккультными способностями было объявлено целью гармонического развития личности.

В 1994 г. происходит Щетинин с "группой актива" выделился в филиал, созданный специально для этого в поселке Текос под городом Геленджиком Краснодарского края. Этот шаг также был неожиданным для всех, а последующее отделение от экспериментальной школы, которая раньше была уже выделена из общеобразовательной, ознаменовалось цепью скандалов, шантажа и угроз со стороны отделившегося педагога-новатора. В результате этого отделения Щетинин получает в бесконтрольное владение коллектив преданных ему лично адептов, которые видят в нем "Учителя", передающего "космическую информацию". Каждое его слово или идея воспринимаются ими как "откровение космического разума".

В Текосский период М.П. Щетинин знакомится со многими знаменитостями, которых эксплуатирует в целях рекламы и получения средств. В их числе стоит отметить артистку Наталью Бондарчук, обеспечивающую поддержку Щетинину в рерихианских кругах, писателя Сергеева, обеспечившего Щетинину имидж в почвенническо-патриотических кругах, и Владимира Пузакова (Мегре), автора оккультной эпопеи об "Анастасии".

Следует заметить, что группа Щетинина имела официальный статус государственного образовательного учреждения, существующего на деньги налогоплательщиков, в том числе и православных.

В Новосибирске нашлась группа энтузиастов, задавшаяся целью создать филиал школы Щетинина в Сибири. Секта "ясновидящих", опасный культ оккультного направления, прикрывающийся элементами православного вероучения, назвавшая себя общественным объединением «Факел». (Некоторые элементы вероучения этой секты схожи с международным центром "Экология человека" Секта имеет филиалы в Москве, С-Петербурге, Риге). Для этого один из членов «Факела», педагог по образованию, Владимир Петров поехал к Щетинину. Щетинин и Петров отправились к тогдашнему губернатору Виталию Мухе с просьбой поддержать их идею, но безуспешно. Зато их поддержал глава правительства Республики Алтай Семен Зубакин.

Таким образом, филиал школы Щетинина решено было открыть в селе Нижний Уймон Усть-Коксинского района Алтайского края. Как рассказал председатель инициативной группы Александр Зуб, в Нижний Уймон уже уехали из Новосибирска три семьи педагогов. Сейчас они отрабатывают щетининскую методику на своих собственных детях и сельских ребятишках Нижнего Уймона. В будущем планируют принимать на учебу новосибирских детей, а также делиться опытом с коллегами-педагогами. Теоретически филиал рассчитан на весь Сибирский регион, то есть города Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Бийск и другие. 

Новая педагогическая система
В школе Щетинина, которой так восхищаются В.Мегре и Анастасия, нет классов, возрастных групп, уроков, привычных программ, привычных учебников, привычных учителей, привычной иерархии, привычных форм отчетности. Классно-урочная организация трансформирована на манер западных педагогов-новаторов Монтессори и теософа Р.Штейнера (Вальдорфская система). В школе нет и преподавателей в традиционном смысле. В качестве преподавателей внутри выступают в зависимости от ситуации либо более старшие ученики, либо руководители подразделений школы, либо приглашенные со стороны специалисты (фото Артема Соловейчика).

Вся школа в Текосе изолирована от остального мира и состоит из нескольких домов разной этажности, расположенных в живописном месте у подножия горы. В каждом доме живут дети разных возрастов – ученики школы. Они составляют группу, отряд, малый коллектив. В школе такую группу людей называют НППО – научно-педагогическое производственное объединение. В доме с этой разновозрастной группой учеников живет и руководит ею старший или старшая, которые когда-то закончили школу Щетинина и получили педагогическое образование. У домов-отрядов есть названия «с историей»: "Сура”, "Урал” и так далее. Каждый дом – отряд, коллектив, НППО – выбирает себе в качестве основного тот или иной образовательный предмет или образовательную область. Математика, химия, биология и так далее. НППО может выходить с инициативой на расширение образовательной области или на создание совершенно новой для школы области, как, например, океанология. Преподается рукопашный бой. В НППО каждый ученик проходит предмет в трех ипостасях: как ученик, как преподаватель и как методист. Для этого ученик должен получить углубленные знания в каком-либо предмете по его выбору. Впрочем, педагогическое «самообслуживание» не представляется эффективным вне школы: не известно ни одного случая плодотворной работы выпускника щетининской школы за ее пределами.

Одна из главных особенностей учебного процесса заключается в том, что все ученики школы проходят программу средней школы за один год. В школу приходят дети в среднем лет девяти-десяти. «Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием» («Первое сентября», № 51, 1999».

НППО живет по принципу частично самообеспечивающейся общины (или казармы). Ученики сами себя обслуживают, сами делают ремонт и пр. За образец взяты boarding schools (интернаты) США.

Школа Щетинина – это замкнутая система тоталитарного характера: вся информация, проникающая внутрь "группы Щетинина", проходит тщательнейшую фильтрацию и жесточайший контроль со стороны "Учителя" и его ближайшего окружения. Телевизор, радио полностью исключены из жизни группы как "источники грязи". Книги, газеты, журналы можно читать только после личной санкции Щетинина. По словам адептов группы, письма перед выдачей адресатам перлюстрируются, а телефонные разговоры записываются на пленку и прослушиваются. Свидания с родителями строго регламентированы и не могут быть продлены более установленного срока. Область брачных отношений также регламентируется Щетининым. При этом поощряется заключение браков, если брачующиеся, уехав в родные места, откроют филиал школы.

Нужные качества у адептов достигаются через восприятие "концепции родовой школы", которая предполагает восприятие себя как частицы "рода". При этом психическое воздействие состоит в том, что маленьким детям внушаются вневременные и внепространственные параметры возраста «За мною - века. Я княжьего (?) рода…», что не может не травмировать их психику.

Уход из "группы Щетинина" расценивается прежде всего как "предательство Учителя". Кроме того, удерживающим фактором являются социальные льготы, получаемые членами группы: возможности бесплатного (в том числе высшего многократного) образования; освобождение от службы в армии - сначала как студентам, а потом как сельским учителям. Ко всему прочему адепт, проведший многие годы на полном довольствии, за пределами группы оказывается полностью дезадаптирован.

Несмотря на то, что у Щетинина нет религиозного учения, православные исследователи (отец Алексей Касаткин, «Под колпаком») квалифицируют его структуру как секту, имеющую все признаки таковой. С другой стороны, например, журнал «Огонек» писал: «Поиски М.П.Щетинина созидают новую педагогику - педагогику сотрудничества - в противовес той "педагогике застоя", которые долгие годы обслуживала схоластику и начетничество в важнейшей отрасли общественного знания - науке о том, как растить человека. В этом драматическом противостоянии рождается новая школа на основе равноправия детей и взрослых - взамен школы канцелярской скуки, подавления личности ребенка и педагога, что одержит верх?» (№ 29, 1987).

Концепции Щетинина основаны на ньюэйджеровском замесе в русифицированной версии: космические мотивы и мотивы «все во всем» и «все едино» переплетаются с националистическими и провокационными юдофобскими лозунгами. «Это подобное всем в нас роднит нас, соединяет со всеми, а всех соединяет с нами. Знание, и чувство в себе смысла Единого позволяет человеку читать книгу звезд и жить по прочитанному в звездах в одной лаве с ними... Каждый человек - Вечное Изначалье. И вечный Итог, и - Вечный исток» («Родочеловек»). Обращает на себя единство терминологии у разных авторов и в разных проектах, построенных по принципам «Нового века» ( Знание, Исток, Энергообмен и пр.). Критикуя современную школу, Щетинин утверждает тип нового человека – «человека универсального»: «…Кривая здоровья падает от класса к классу, одновременно с угасанием умственных сил. Школа не сообразна природе детей, она не для них, не во имя расцвета их талантов, не во имя укрепления и развития здоровья, духовного, физического, нравственного. Адрес ее усилий узкий, как лезвие ножа, - знания, умения, навыки. Не ребенок, не личность, не развитие всей безмерности задатков, всего универсального Я, а продукты обучения» («На пути к человеку»). Используя национальную риторику и атрибуты казачья охрана в Текосе, православные ритуалы освящении, христианские праздники и пр.), Щетинин вводит в заблуждение не только обывателей, но и высокопоставленных административных чиновников.





Источник: http://www.dvpt.ru/?page=analytics025
Категория: Знаменитые педагоги | Добавил: Dina (11 Января 09) E
Просмотров: 5304 | Теги: знаменитые педагоги, Шетинин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]