«Методы краеведческих исследований и их использование на уроках и во внеурочной деятельности»
Прошлое и настоящее нашей Родины так или иначе соприкасается и с историей родного края. Изучать и исследовать историю своего края всегда полезно, поучительно и увлекательно. Это прививает любовь к малой родине, уважение к своим корням и землякам, а также способствует развитию навыков исследования, коммуникации, поисковой деятельности. 

Краеведческие исследования могут быть использованы в работе школьного музея, при проведении ученических конференций, в организации мероприятий по патриотическому воспитанию. 

История края составляет обычно большой раздел местного краеведческого музея. На его экспонатах можно выявить, какие исторические события происходили в крае, кто был их участником, какую роль играл край в определенные периоды истории всей страны.
Проведение вечеров и уроков, посвященных Великой Отечественной войне, сопровождается, как правило, использованием материала о земляках-участниках битв и событий того времени. 
 
Начать краеведческое исследование необходимо с составления плана. Надо учесть, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план. Исследование – живой и творческий процесс, что-то нужно дополнить, от чего – то отказаться. Возможные пути и методы исследования:
• изучение литературы об объекте исследования;
• работа в Интернете;
• изучение документальных источников в архивах, музеях;
• проведение опроса населения (например, при изучении топонимики края, выяснении этнографических исследований. Так, этим способом можно выяснить обычаи и традиции местных жителей, особенности проведения каких-либо обрядов, например, свадебного.

Полученные сведения можно использовать в жизненных ситуациях, при написании специального пособия «Местные традиции и обряды». Эти сведения очень важны, так как люди уходят, и вместе с ними их невосполнимые знания. 

Другим методом исследования может быть организация переписки – со знаменитыми земляками, участниками важных событий и другими интересными людьми.
Возможно проведение эксперимента (реконструкции, например, из тех же свадебных обрядов – проведение обряда сватовства. В нашем поселке по старинным обычаям прошла одна из свадеб);
• можно провести сбор полевого материала; 
• и затем подвести итоги (сделать выводы и умозаключение) и подготовиться к защите работы.

Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. 
 
Когда материал собран, он подлежит систематизации и обработке. Его нужно распределить по тематике, по хронологии и другим критериям в зависимости от цели исследования. А весь материал по одной тематике распределить по блокам. Например, собран материал о гаданиях местных жителей во время Святок. Его можно распределить по признаку особенностей гадания в разных населенных пунктах своего района. Другим признаком может быть хронология – время, когда происходили гадания – сравнение, например, середины и конца 20 в. 

Где могут быть применены собранные краеведами материалы? Проводимые исследования участниками кружков школьного музея могут оказать неоценимую помощь в сохранении сведений об истории края, его традициях, земляках и т. д. Например, можно собрать данные о знаменитых выпускниках школы. Это могут быть ученые, военные, деятели культуры и т. п. 
Безусловно, краеведческий материал способствует изучению истории России на конкретном примере. Так, при изучении истории древнего мира могут быть использованы, при наличии их в музее, археологические находки, дающие сведения о занятиях первобытных людей. При изучении Великой Отечественной войны эффективно использование материала о земляках-участниках войны. 

При проведении военно - патриотических мероприятий, игр (например, игры «Зарница») собранные сведения также могут оказать неоценимую помощь. 
Материал о народных играх может быть включен в учебное пособие для начальной школы, и в дальнейшем использован на уроках по изучению истории края, факультативных занятиях по краеведению и других.
Весь материал может служить основой для написания серьезной исследовательской ученической работы. Это важно и для самого ученика, и для сохранения и передачи местных традиций и изучения истории края. 

Приложение. 
Примерные вопросы викторины о родном крае.
1. Назовите наиболее крупные озера ваших родных мест (района, города и др.). Какие из них имеют карстовое происхождение?
2. Какие реки протекают на территории края? Знаете ли вы о происхождении их названий?
3. Какие топонимические названия водоемов вы знаете? Что они обозначают?
4. Что означают названия местечек, улиц, природных объектов (перечисляются конкретные названия в неофициальном звучании)?
5. Кто из известных деятелей искусства, литературы, науки родились в нашем крае?
6. Кого из современных известных деятелей искусства, литературы, науки вы знаете?
7. В каких исторических событиях, произошедших в нашей стране, принимали активное участие жители края?
8. Назовите Героев Советского Союза - своих земляков.
9. Когда и кем был(о) основан наш родной город (село, поселок)?
10. Какие из памятников архитектуры, расположенные в нашей местности, вам известны?
Категория: Методический кабинет | Добавил: taan (22 Августа 18) E
Просмотров: 921 | Теги: краеведение, исследовательская работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]