Методика подготовки и чтения лекции
Научиться хорошо читать лекции - одна из профессиональных задач
педагога, показатель педагогического мастерства. Рекомендации по под- готовке и чтению лекции. I. Подготовка текста лекции: 1. Использование специальной научной литературы по теме лекции. 2. Тема лекции (в школе и в вузе) определяется учебной програм- мой. 3. Составление развернутого плана лекции с подразделениями на пункты, соблюдая логическую и методическую стройность и последователь- ность в расположении материала. 4. Каждый подпункт и даже каждое основное положение пишется на отдельном листке бумаги, на одной ее стороне, чтобы удобно было, если потребуется, переставить этот лист целиком или отрезать от него ка- кую-либо часть. 5. Ознакомление с источниками. Вначале - беглый просмотр учебни- ка, книги, статьи. Затем из просмотренных материалов делаются нужные выписки со всеми замечаниями. 6. Саморедактирование текста лекции: - вычитка текста лекции, исправление неточных, неверно использо- ванных слов и выражений; - разъяснение сложных терминов и понятий, целесообразна их замена более ясными; - избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных сочетаний; - поиск нешаблонных слов и выражений; - целесообразность включения в текст риторических фигур. 7. Начало лекции должно быть проблемным, увлекательным, побуждаю- щим к размышлению. 8. Структура лекции обычно состоит из введения, основного матери- ала и выводов. 9. Подготовленный текст лекции следует отрепетировать, т.е. про- читать лекцию для себя, с контролем по времени. II. Методика чтения лекции. 1. Речь лектора должна быть четкой, выразительной, логичной, дос- таточно громкой, с вариациями тембра и интонаций. 2. Организация и активизация восприятия излагаемого материала студентами (школьниками) путем следующих приемов: за счет краткости изложения, использования освежающих отступлений, использование нагляд- ной информации. 3. К речевым средствам активизации внимания относятся следующие: - использование литературных образов, цитат, крылатых выражений; - использование разностильной, экспрессивной лексики; - художественность изложения: речевые аналоги, контрасты, пара- доксы, афоризмы; - интонационная выразительность: перемена тона, темпа, тембра; - внутренняя диалогичность. 4. Психолого-педагогические средства активизации внимания и инте- реса: - проблемный ввод в лекцию; - вопросно-ответный ход рассуждения; - рассмотрение проблемных ситуаций в лекции; - выделение основных положений; - приемы установления первичного контакта; - использование личностных установок; - доводы от авторитета, от личности; - опора на контрольные группы для обратной связи; - укрепление рабочих контактов на всех этапах чтения лекции. 5. Целям мобилизации внимания слушателей лекции служат также сле- дующие приемы: - прием новизны; - прием взаимодействия интересов; - прием персонофикации; - прием соучастия. 6. К аудиовизуальным средствам активизации внимания, памяти, ин- тереса относятся: - структурно-логические схемы; - таблицы, графики; - картины, плакаты; - кинофильмы, диафильмы; - звукозаписи. 7. Внимание аудитории нужно не только завоевать, но и удержать. Рекомендации: - не доказывать очевидного и не опровергать невероятного; - не доказывать большего, когда можно ограничиться меньшим; - отбросить все посредственные и ненадежные выводы; - не спорит против несомненных доказательств и верных мыслей про- тивника; - не договаривать, когда факты говорят за себя; - главное - избегать однообразия. 8. Не рекомендуется заискивать перед аудиторией и не говорить с нею свысока. 9. Лектор влияет на аудиторию и своим внешним видом - одеждой, прической, которые должны быть аккуратными, чистыми, модными. 10. Жесты и мимика должны иметь смысл, должны быть в согласии со значением слов и чувством говорящего. 11. Нельзя во время лекции расхаживать по аудитории, забавляясь часами, кольцом или другими предметами. 12. По ходу лекции и в конце ее можно задавать вопросы: "Всем ли понятно?", " Все ли успели записать?". Дикунов А.М., Костихина Н.М. Педагогическое мастерство: Учеб.пособие для студентов ин-та физ.культуры / Омский ин-т физической культуры.- Омск, 1994.- 123 с.- Из содерж: Гл.II, [разд.] Подготовка текста к лекции. Методика чтения лекции, с.18-24 | |
| |
Просмотров: 10038 | |
Всего комментариев: 0 | |